БК-2-БРОНЕКАТЕР РЕВОЛЮЦИИ

И. ЧЕРНИКОВ, Ленинград

Тысяча девятьсот девятнадцатый... Огненным валом катится по стране гражданская война. Ежедневно, ежечасно командованию Красной Армии, Советскому правительству приходится решать все новые и новые задачи, связанные не только с тактикой и стратегией, но и с делами хозяйственными — со снабжением обмундированием, вооружением, снаряжением воинских частей. В начале 1919-го, когда власть Советов

утвердилась на Украине, вопросы боевого обеспечения Красной Армии, а также подвоза продовольствия в города России и Украины, стали поистине первоочередными.

В условиях разрухи, когда большая часть железнодорожного транспорта не функционировала, основная возможность обеспечить Красную Армию оружием, боеприпасами и продовольствием заключалась в использовании водных путей. Но сделать это в то время было не просто — пароходы и баржи с жизненно важными для армии грузами подчас становились лакомой добычей для бандитов всех рангов и мастей — от батьки Ангела до атамана Струка, — чувствовавших себя в Приднепровье едва ли не полновластными хозяевами. И верхнеднепровский торговый флот, состоящий из 150 паровых и 600—700 других судов, можно было пустите по Днепру лишь в сопровождении вооруженного конвоя боевых кораблей.

Вот почему еще в феврале 1919 года началась организация Днепровской военной флотилии — ее основу составили речные пароходы, вооруженные трехдюймовыми полевыми пушками образца 1902 года, и бронекатера русского флота. Экипажи для этих кораблей комплектовались из моряков-черноморцев и из бойцов бывшего матросского бронепоезда “Свобода или смерть!”, а командующим флотилией был назначен командир этого сухопутного броненосца А. В. Полупанов.

Наиболее мобильным и оперативным подразделением флотилии стала бригада бронекатеров, составленная из девяти вооруженных единиц, парохода-базы “Воевода”, на котором размещались штаб, мастерская, лазарет и общежитие экипажей, а также буксира. Одному из катеров с бортовым номером два присвоили имя “Ленин”. Первым его командиром назначили Н. Е. Новова, а экипаж был подобран из матросов с кораблей Черноморского и Балтийского флотов.

Одной из первых боевых операций, в которой принимал участие бронекатер, стал разгром кулацких банд под Киевом. Вместе с другими кораблями флотилии он громил бандитов в устье Припяти, у Чернобыля.

Первые же бои убедительно показали боевую эффективность вооруженных судов, и поэтому командование Красной Армии вскоре отдало приказ Днепровской военной флотилии оказать содействие сухопутным частям в ликвидации кулацких отрядов, засевших в районе села Вышгород, неподалеку от Киева. Этот населенный пункт, ставший организационным центром бандитизма, представлял собой реальную опасность для Советской власти на Украине. Разгул террора, наметившийся процесс слияния мелких группировок в более крупные — все это требовало незамедлительных, срочных мер.

Операция началась 11 апреля 1919 года. Совместные действия Днепровской флотилии с сухопутными частями Красной Армии были четкими и внезапны. ми. После проведенной с судов артиллерийской подготовки флотилия высадила десант. Быстротечный бой закончился полной победой революционных бойцов. Лишь незначительной части бандитов удалось бежать под сокрушительным огнем корабельных пушек.

Успешным было участие военных кораблей и в разгроме частей атамана Григорьева, готовившего мятеж на Украине. Ликвидация формирований григорьевцев стала возможной в значительной степени благодаря решительным действиям краснофлотцев.

Операции бригады революционных бронекатеров всегда отличались внезапностью, скрытностью, высокой интенсивностью огня. Эти качества отряда в полной мере проявились в боевых действиях против белополяков. В этот период БК-2 и катер, носивший имя “Шевченко”, несли охранную службу, ходили в разведку в районах Волжского моста и Озерикской переправы. Документы гражданской войны, а также воспоминания очевидцев, сохранили сведения о смелом рейде этих бронекатеров. Дойдя до Турова, они поднялись вверх по Припяти, проникнув тем самым в глубокие вражеские тылы. Целью поиска была скрытая переправа, существование которой приносило много неприятностей частям Красной Армии. Оперативные действия бронированных, быстроходных и неплохо вооруженных кораблей позволили в кратчайшее время обнаружить и атаковать переправу, а затем подавить попытки белополяков отстоять ее. Оставив позади догорающий мост, красные моряки взяли курс на базу. Попытки превосходящих сил польских легионеров отрезать корабли у Давид-Городка на реке Горыни остались безуспешными — бронекатера с боем вышли из окружения и практически без потерь возвратились домой.

Опыт сражений 1919 года показал высокую боевую эффективность бронекатеров, которые стали серьезной угрозой для белых на Днепре, реке Кошевой и некоторых других. Броневая защита надежно прикрывала экипаж от пуль и шрапнели, а попасть из полевого орудия в юркий кораблик было практически невозможно. Их появление у вражеских берегов всегда было внезапным, сокрушительный огонь обращал, как правило, белогвардейцев в бегство.

Краснофлотцы весьма успешно использовали эти высокие боевые качества, проявляя находчивость и отвагу.

Так было и в тот день, когда бронекатер под номером четыре, которым командовал И. Пышкин, прорвался к берегу, занятому белыми, и, продолжая вести бой, забрал на борт раненых красноармейцев. Несмотря на непрерывный огонь противника, БК-4 прорвался к своим. Так было и в тот раз, когда катер номер два, отвлекая на себя значительные силы противника, неоднократно сближался с ним до самых коротких дистанций и в упор обстреливал белогвардейцев.

Действия бригады революционных бронекатеров по заслугам отмечены командованием Красной Армии. Приказом по флоту командир БК-2 Л. Кабаков был награжден именными серебряными часами. Командирам катеров под номерами три и четыре были вручены ордена Красного Знамени.

Служба речных бронекатеров не прекратилась с окончанием гражданской войны. Долгой она была и у БК-2, входившего в состав кораблей Черноморского флота, и у членов экипажа “того катера. Многим довелось участвовать в Великой Отечественной войне. Среди них бывший пулеметчик, а затем и командир корабля П. Козиоиный: он участвовал в обороне Сталинграда и пал там смертью храбрых.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕКАТЕРА

Длина —9,5 м,
ширина по конструктивной ватерлинии —2,15 м,
осадка —0,45 м,
водоизмещение около 6,5 т,
скорость хода —11 узлов,
двигатель системы “Стирлинг” модели Г, мощностью 80 л. с.
Вооружение: 1 трехлинейный пулемет во .вращающейся башне, 1 37-мм пушка Гочкиса.
Бронекатер управлялся одним рулевым-механиком.

Бронирование: противопульное стальными листами толщиной 5 мм. Такими листами были закрыты крыша и стены каюты, башня, переборка позади кокпита, борта и палуба кокпита. По ватерлинии шел пояс брони шириной 381 мм, 127 мм которой было ниже ватерлинии.

Окраска: вся надводная часть сплошь покрывалась серым защитным цветом.

Вся подводная часть — красный цвет. Ватерлиния, буквы БК-2, бортовой номер — белые.

Отличительные огни: левый — красный, правый — зеленый.

1 — гнездо флагштока, 2 — киповая планка, 3 — утка, 4 — отличительный огонь. 5 — смотровая щель, 6 — пулемет “Максим”, 7 — пулеметная башня. 8 — бойница с бронированной ставней. 9 — съемный тент. 10—37-мм пушка Гочкиса, 11— съемный румпель, 12— люк в румпельное отделение, 13 — горловина бензобака. 14 — гнездо флагштока, 15 — газовыхлоп. 16 — перо руля. 17 — гребной винт. 10 — ограждение гребного винта с В4лопроводом и кронштейном. 19— туннель гребного винта, 20— крышка рундука, 21 — броневая дверь в кубрик, 22 - опорный крюк, 23 — спасательный круг.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru