РЕЧНЫЕ ТАНКИ
3 сентября 1945 года Москва салютовала Красной Армии и
Военно-Морскому Флоту в ознаменование разгрома империалистической Японии и
окончания второй мировой войны.
Большая заслуга в победе на Дальнем Востоке
принадлежит Тихоокеанскому флоту и Краснознаменной Амурской флотилии.
Амурцы принимали участие в оперативных перевозках войск, высадке десантов,
форсировании Амура, Уссури и Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го
Дальневосточных фронтов они освобождали Сахалин, Айгунь, Фугдин, Цзямусы,
Харбин.
Значительная часть боевой работы при разгроме
Квантунской армии легла на долю бронекатеров - самых малых кораблей
Амурской флотилии. Ведя непрерывные бои на всем пути от устья Уссури до
Харбина, катерники бесстрашно вступали в схватки с японцами, приумножая
славные боевые традиции советских моряков.
Сегодняшний наш рассказ - о бронекатерах.
Эти небольшие военные корабли вполне можно назвать
речными танками. И дело не во внешнем сходстве, хотя некоторые
бронекатера, оснащенные танковыми башнями, действительно напоминают своих
сухопутных собратьев. Дело в совпадении боевых задач, возлагавшихся на ту
и другую бронированную технику.
Острая необходимость в бронекатерах в полной мере
выявилась в 1929 году во время вооруженного конфликта на
Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Именно это явилось причиной
выдачи задания одному из ленинградских КБ на создание одноорудийного и
двухорудийного бронекатеров (БКА). Главным конструктором был назначен Ю.
Ю. Бенуа - единственный судостроитель в известной ленинградской семье
художников и архитекторов.
При проектировании БКА был учтен опыт строительства и
боевого применения катеров типа «Пика», «Н» и «К» военного ведомства
России, накопленный в годы первой мировой, а затем и гражданской войн.
До начала Великой Отечественной войны было разработано
три проекта речных бронекатеров, и все они были запущены в серию. Это
двухорудийный БКА (типа 1124), одноорудийный (1125) и одноорудийный С-40.
К июню 1941 года в строю находилось 85 катеров и 68 - в постройке на
заводах Наркомата судостроительной промышленности и заводах речного флота.
При выборе главных размерений катеров учитывалась
возможность быстрой их переброски с одного театра военных действий на
другой (что неоднократно и делалось во время войны) на открытых
железнодорожных платформах.
Катера предназначались для плавания на стесненных речных
фарватерах, как правило - в непосредственной близости от занятого
противником берега. Поэтому жизненно важные части - пост управления,
машинное отделение, топливная цистерна, погреба - бронировались. Причем
защищенная часть корпуса выполнялась сварной, а бронированная - клепаной.
Для предохранения артиллерийской прислуги от осколков и
ружейно-пулеметного огня проектировщики отказались от открытых
артиллерийских систем и применили 76,2-мм горную пушку в башне танков Т-28
или Т-35, состоявших в то время на вооружении Красной Армии. Это сразу же
решало проблему снабжения катеров боеприпасами - теперь стало возможным
получать их на любых полевых армейских складах, поскольку в боевых
условиях военные флотилии подчинялись армейскому командованию.
Правда, танковые башни не во всем удовлетворяли моряков.
Ведь танковой пушке приходится в основном стрелять прямой наводкой, а
корабельной и с закрытых позиций. Для корабельных условий крайне малым
оказался угол возвышения танкового орудия - всего 26°. Последнее
обстоятельство исключало и возможность ведения огня по самолетам
противника, поэтому противовоздушную оборону БКА обеспечивали лишь
пулеметы.
На катера, вступившие в строй в ходе войны, устанавливали
как одиночные, так и спаренные пулеметы в башнях самых различных
конфигураций. Для лучшего обзора сверху они, как правило, были открытыми
или же оснащались большими откидными крышками.
Бронекатера имели малую осадку, чему способствовала
большая полнота корпуса с прямостенными бортами и небольшими радиусами
закруглений на скулах, а также плоское днище с открытыми туннелями гребных
валов. У катеров последних серий винты и рули защищались шпорой.
Главный двигатель БКА - ГАМ-34Б с реверсивной муфтой был
создан на базе авиационного мотора АМ-34. Для обеспечения катеров
электроэнергией использовались генераторы с приводом от главного двигателя
и аккумуляторы. На больших катерах дополнительно устанавливались
трехкиловаттные генераторы с приводом от автомобильного (ЗиС-5) двигателя.
Передача от штурвала на руль - тросовая. В случае выхода
ее из строя к выведенному на верхнюю палубу балеру руля прикреплялся
румпель.
Навигационное оборудование бронекатеров было простейшим.
Если БКА предназначался для действий на реках, в рубке, помимо штурвала и
машинного телеграфа, устанавливали лишь шлюпочный компас. Если же катер
действовал в районах, включавших озера, позади рубки устанавливали 127-мм
компас на нактоузе. Связь с машинным отделением, радиорубкой и боевым
отделением осуществлялась по переговорным трубам. Иллюминаторы в рубке
прикрывались броневыми заслонками с узкими щелями.
У катера типа 1125 на ходу возникал дифферент на нос, и
для его устранения спереди на скулах устанавливали волноотражатели.
Позднее для уменьшения дифферента развал бортов в носовой части был
увеличен.
Когда началась Великая Отечественная война, многие
предприятия эвакуировали на Восток и наша промышленность не смогла
обеспечить бронекатера танковыми башнями, поэтому часть готовых к тому
времени корпусов стояла у заводской стенки без вооружения. Выходом из этой
ситуации стало оснащение БКА открытыми артиллерийскими системами, главным
образом зенитными орудиями Лендера, списанными с кораблей.
В дальнейшем трудности с выпуском танковых башен были
преодолены, и на катера стали монтировать башни от Т-34. Установленное в
ней орудие с длиной ствола в 41 калибр обладало большой дальностью
стрельбы и улучшенными баллистическими данными.
Некоторые БКА оснащались реактивными установками типа
«катюша», резко повышавшими их огневую мощь. Ракетное оружие к тому же
оказывало на противника сильное деморализующее воздействие.
На Амуре воевали бронекатера типа 1124 и 1125. На них
возлагались задачи по высадке десантов и их огневой поддержке, разведке,
огневым налетам на передовые и тыловые части противника, по борьбе с
танками, авиацией и полевой артиллерией противника. Соответственно
задачам, возложенным на БКА, менялось и их вооружение. Варианты его
установки на катера показаны на рисунках.
Окрашивались БКА, как правило, в стандартный, шаровый
цвет. Однако в ходе боевых действий корабли камуфлировали в белый, серый,
темно-серый цвета, иногда использовалась окраска, применявшаяся в
механизированных частях Красной Армии, - зелено-желтая, коричневая, под
цвет берегов.
В. АНКУДИНОВ, г. Горький
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕКАТЕРА БКА-1125
|
ВАРИАНТЫ ВООРУЖЕНИЯ БКА-1125
1. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-35, три 12,7 мм
пулемета и один штатный пулемет в башне. ОКРАСКА БРОНЕКАТЕРОВ: надводный борт корпуса,
рубка, фонарь машинного отделения, крышки люков и вооружение - серый
(шаровый); дымовые шашки, кнехты, кипы, якорное устройство и стволы
пулеметов - черный; подводная часть корпуса и половина спасательного круга
- красный; палуба - железный сурик; бортовой номер, ватерлиния, ноки
мачты, реи - белый цвет. |
Бронекатер типа 1125: 1 - рубка, 2 - фара-прожектор, 3 - топовый огонь, 4 - мачта, 5 - клотиковый огонь (верхний - белый, нижний - красный), 6 - лучевая радиоантенна, 7 - газовыхлоп, 8 - рым для подъема катера, 9 - гребной винт, 10 - перо руля, 11 - гюйс-шток со штаговым огнем, 12 - крышка люка, 13 - цепной палубный клюз, 14 - ручной шпиль, 15 - привальный брус, 16 - сходня, 17 - пулеметная башня, 18 - рында, 19 - поручневая антенна, 20 - крышка люка, 21 - слесарные тиски, 22 - ручная сирена, 23 - съемный световой фонарь над машинным отделением, 24 - кап машинного отделения, 25, 27 - вентиляционные грибки, 26 - люк, 28 - морская дымовая шашка (МБДШ), 29 - буксирный рым, 30 - киповая планка, 31 - якорь Холла, 32 - кнехт, 33 - швартовный конец, 34 - багор, 35 - башня танка Т-34, 36 - швартовная утка, 37 - спасательный круг, 38 - дверь, 39 - огнетушитель, 40 - вентиляционный раструб, 41 - газовыхлоп, 42 - флагшток, 43 - гребной вал, 44 - кронштейн гребного вала, 45 - кронштейн спасательного круга. |
Чертежи для
печати |