Alexandrc> Таки запатентовали
Alexandrc> РКК "Энергия" нашла возможность полета на Луну без сверхтяжелой ракеты - РИА Новости, 25.07.2020
"Затем экипаж на ракете "Союз" внутри корабля "Союз МС" доставляют на Международную космическую станцию или другую околоземную станцию, там он пересаживается в
лунный взлетно-посадочный многоразовый корабль. К нему второй "Ангарой-А5В" доставляется разгонный блок и корабль-заправщик. Разгонный блок используется для отправки связки лунного корабля и корабля-заправщика к Луне.
Прибыв к Луне, многоразовый взлетно-посадочный корабль отделяется, садится в зоне высадки модуля дозаправки, совершает заправку перед вылетом и на окололунной орбите стыкуется с кораблем заправщиком, чтобы перекачать топливо в свою топливную систему для полета к Земле."
Я когда дочитал до многоразового лэндера, то понял, что они просто скопировали Moon Direct Зубрина. Именно Зубрин был первым, кто подметил, что если делать лэндер для путешествий по самой Луне, где самолёты и вертолёты невозможны, то его запас ХС достаточен, чтобы вернуться на Землю, причём без аэродинамического торможения. Зубрину следует подать на Роскосмос в суд.
Осталось малое - разработать такой лэндер и изготовить его. Прямо как в анекдоте про изобретателя машины для ведения воэны. "А что у неё внутри?" "А это уж дело инженеров".
Alexandrc> Но с существенно большим логистическим геморроем. ИМХО.
Зато масса на орбите Земли падает в несколько раз, и не нужно царь-ракету городить.
Правда Зубрин и работники Роскосмоса, которые у него списывают, не указали, что огромная экономия массы возникнет только если ключевой лэндер действительно многоразовый. Для первой экспедиции всё равно бюджет 130 т. Зато полсе её возвращения всё становится гораздо веселее и возникает поразительная экономия.