ТВСЗ изначально создавали под лицензионное производство вагонов по американскому образцу (в США перешли на кассетные подшипники еще в 1960-х) и лицензиям, а потому он использовал часть узлов и компонентов американского производства.
РЖД: до конца 2022 года завод СКФ в Твери получит полностью импортозамещенный кассетный подшипник.
В настоящее время организуется испытание заменяемых элементов подшипника, сообщил на полях XXI Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев.
Как известно, шведская SKF заявила о сворачивании бизнеса в России, но ее завод в Твери (ООО «СКФ») продолжит производственную деятельность. Для продолжения выпуска кассетного подшипника предприятию необходимо заменить четыре его элемента: ролики, сепаратор, уплотнительное кольцо и смазку.
В настоящее время ВНИКТИ проводит испытания с российской смазкой.
«Они (ООО «СКФ». – Прим. ред.) самостоятельно занимаются локализацией роликов, и мы с ними работаем по сепараторам, уплотнительному кольцу. До конца года по всем этим позициям они будут иметь подшипник, целиком импортозамещенный», – сказал В. Андреев.
На первом этапе предприятие будет выпускать от 5–6 тыс. ед. ежемесячно.
Тихвинский вагоностроительный завод возобновляет производство после простоя, продолжавшегося два с половиной месяца. Эксперты отмечают рост продаж грузовых вагонов после майского падения спроса и прогнозируют выход предприятия на плановые объемы производства до октября текущего года.
Тихвинский вагоностроительный завод остановил конвейер 17 мая, первоначально возобновление выпуска продукции было намечено на 31 мая. Персоналу — на предприятии работает 7 тыс. человек — выплачивалось 2/3 заработной платы. Простой в основном был связан с дефицитом кассетных подшипников, производством которых в России занимались завод шведской SKF в Твери и два совместных предприятия: «ЕПК — Бренко» (с американской Amsted Rail) и «Тимкен ОВК» (с американской Timken). В марте американские компании объявили о прекращении сотрудничества и выходе из совместных предприятий, в апреле SKF также анонсировала уход с российского рынка.
Источник на рынке, знакомый с ситуацией, сообщил «Ъ-СПб», что возобновление производства грузовых вагонов связано с тем, что российские предприятия, в том числе с совместным капиталом, восстановили поставки кассетных подшипников вагоностроителям.
По данным ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», в первом полугодии выпуск грузовых вагонов в РФ снизился по сравнению с показателем за шесть месяцев прошлого года на 17%, до 24 588 единиц.
Выпуск вагонов метро в России в январе—июле 2022 года упал на 42%, причем в апреле и июле не было произведено ни одного вагона.
В июле отгрузки не производились, соглашается представитель «Трансмашхолдинга» (ТМХ), единственного производителя вагонов для метро в России (подконтролен Андрею Бокареву, Искандару Махмудову, Кириллу Липе и Дмитрию Комиссарову). Отсутствие поставок в апреле он не комментирует. Но утверждает, что в августе отгрузка вагонов возобновилась.
По данным Росстата, в 2021 году в России было выпущено 430 вагонов метро: 366 (или 85%) из них — на заводе ТМХ «Метровагонмаш» в Мытищах, на котором работают около 4 тыс. человек. В прошлом году завод продал вагоны на 36,2 млрд руб. при общей выручке 53,79 млрд руб., указано в отчетности «Метровагонмаша». В 2022 году компания ожидает увеличения общей выручки до 56,5 млрд руб., а на ключевого заказчика — Московский метрополитен — должно прийтись 55%. «Все обязательства по поставкам в рамках подписанных контрактов будут выполнены», — подчеркнул представитель ТМХ.
Начиная с 2010 года Московский метрополитен закупил более 4 тыс. метровагонов нового поколения, говорит его представитель. С осени 2020 года предприятие получает поезда нового поколения «Москва-2020».
В современных вагонах стало больше комплектующих западного производства, добавляет источник, близкий к столичному дептрансу. Часть оборудования — элементы тягового привода, тормозных систем, привод дверей, межвагонные переходы — поставляли иностранные компании, поэтому в условиях санкций ТМХ приходится заниматься поиском альтернативных поставщиков и решений, указывает он. «Изменившиеся условия, в которых действует отрасль, потребовали корректировки работы завода», — отмечает представитель ТМХ, не раскрывая детали и планы по производству на «Метровагонмаше».
В конце августа набсовет Фонда развития промышленности (ФРП; создан по инициативе Минпромторга) одобрил семь займов на общую сумму 11,4 млрд руб. предприятиям ТМХ и работающим в его интересах производителям комплектующих. По словам гендиректора ТМХ Кирилла Липы, это решение позволит расширить производство поездов метро.
На средства, полученные от ФРП, компания сможет расширить производство элементов оборудования для подвижного состава, которые раньше приобретались у зарубежных поставщиков, в том числе для вагонов метро, сообщил РБК представитель фонда. В начале сентября фонд одобрил еще один заем в размере 157,5 млн руб. в интересах ТМХ, добавил он. Средства пойдут на организацию в Воронежской области производства комплектующих, в том числе к межвагонным переходам для вагонов «Москва 2020». Более 60% таких деталей поставлялись на российский рынок из Германии.
Производство рельсовых автобусов сократилось на 56%
В 2021 году «Метровагонмаш» также поставлял рельсовые автобусы (дизель-поезда) РА-3 «Орлан» и заработал на этом почти 5,4 млрд руб., указано в отчетности предприятия. Такие автобусы перевозят пассажиров на неэлектрицированных линиях и маршрутах с малым пассажиропотоком. В апреле РЖД сообщили, что в 2022 году будет закуплено еще 26 вагонов «Орлан».
В них используется немецкая дизель-гидравлическая силовая установка производства MTU, с поставками которых в Россию возникли проблемы из-за санкций, сказал РБК источник, близкий к ТМХ. По данным Объединения производителей железнодорожной техники, в январе—июле 2022 года производство такой техники в России, упало на 56%, до 14 вагонов. Но представитель РЖД утверждает, что план поставок РА-3 на этот год сохраняется полностью (остается получить семь вагонов), а пересмотр контракта не потребуется. К тому же у РЖД и подрядных компаний по техобслуживанию рельсобусов есть опыт ремонта силовых установок (двигателей) для таких автобусов, добавил он.
АО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2023-2025 годах планирует закупить у группы «Синара» пассажирские электропоезда «Ласточка» на общую сумму 67,5 млрд руб.
Как сообщают «Ведомости», холдинг СТМ («Синара — транспортные машины») ведет с РЖД по этому вопросу переговоры. Уточняется, что на 2023 год запланирована поставка 23 пятивагонных поездов.
В прошлом году РЖД приобрела 145 вагонов электропоездов «Ласточка», в текущем компания намерена закупить 28 составов, или 140 вагонов.
Отмечается, что ранее в РЖД планировали закупить «Ласточки» только в 2023 году и менее чем на 1 млрд руб., в следующие два года холдинг собирался потратить чуть более 20 млрд руб. на скоростные поезда; теперь от этих планов компания, судя по всему, отказалась.
Источник издания, знакомый с инвестиционными планами РЖД, рассказал, что холдинг отказался от закупки поездов для высокоскоростной магистрали в связи с условиями, которые диктует нынешняя геополитическая и экономическая ситуация.