[image]

Як-3 - была ли возможность выпустить такой истребитель еще в 1942 году?

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5

ttt

аксакал

Все кто увлекается авиацией и военной историей знают про прекрасный истребитель Великой отечественной - Як-3

Нет никакой необходимости подробно про него рассказывать - написаны десятки книг, сотни статей, тысячи постов. Самолет на котором наши пилоты чувствовали себя уверенно в завершающий период Второй мировой. Достаточно сказать что именно на нем летали пилоты знаменитого полка Нормандия-Неман и очень хвалили его.

Но на фронте этот самолет появился очень поздно - только летом 1944 года. И сразу завоевал популярность

Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель. основное отличие Як-3. В начале войны уже накопился опыт воздушных боев с последними модификациями Ме-109, где Як уступал ему, хотя и не кардинально. В основном отставание было вызвано недобором мощности мотора по сравнению с немцами, естественная мысль попробовать компенсировать это аэродинамикой и облегчением. Почему этим всерьез занялись только через два года в начале 1944? Другое важное улучшение - алюминий в крыле, но не особо много, можно было наскрести. На крайняк и без него было бы большое улучшение.

Появился бы более способный одолевать мессера самолет.
Прикреплённые файлы:
як-3.jpg (скачать) [1200x785, 265 кБ]
 
 
   115.0115.0
+
+6
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★★
ttt> Все кто увлекается авиацией и военной историей знают про прекрасный истребитель Великой отечественной - Як-3

ttt> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель. основное отличие Як-3.

В вопросе содержится и ответ. Недостаток алюминия, заводы в 1942 году выпускают куда более важную продукцию, необходимую для перелома в войне. Воюют наземные войска и ударная авиация, им и приоритет. В первую очередь алюминий шел на танковые двигатели, и двигатели для штурмовиков, истребитель в тех условиях заведомо третьестепенная продукция. Полудеревянные, полухромансилевые истребители, с минимальным количеством дюраля справлялись в целом с ситуацией, и этого достаточно. Появились свободные мощности к концу войны, и относительно свободный алюминий - сделали Як-3 и Ла-7. И то действительно алюминиевой наша авиация стала только после войны.
   128.0128.0
+
+4
-
edit
 

drsvyat

координатор
★☆
ttt> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель...
Для Як-3 этого надо было:
а) аллюминий - все уже пояснили;
б) двигатель ПФ2 - это середина 43-го, в 1942 г. только начали запускать ПФ
в) знания по аэродинамике, которые были в 1943 г. А так аэродинамические улучшения постепенно внедрялись по мере мере прогресса в понимании аэродинамики (если не ошибаюсь, то только с начала войны пришли к пониманию необходимости внутренней герметизации планера, до того удивлялись почему у немцев лючки с резиновыми уплотнениями). И ЦАГИ давал КБ свои рекомендации в т.ч. по герметизации, переносу радиаторов и пр., чего навскидку не помню.
г) новое крыло меньшей площади.
Из всех пунктов по факту был реализуем только г), на который без а) врят-ли бы смогли пойти из-за ухудшения ВПХ.


ttt> ...естественная мысль попробовать компенсировать это аэродинамикой и облегчением...
Всю войну этим занимались, тот-же ЛАГГ-3 в 1941 и 1943 г. - разные машины.
Машины непрерывно совершенствовались КБ по мере появления материалов, опыта, рекомендаций ЦАГИ и пр.
   11

ttt

аксакал

ttt>> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель. основное отличие Як-3.
DustyFox> В вопросе содержится и ответ. Недостаток алюминия, заводы в 1942 году выпускают куда более важную продукцию, необходимую для перелома в войне.

Алюминия дополнительного к Як-1 там кот наплакал. Можно было обойтись без этого. Характеристики все равно улучшились бы значительно.
   115.0115.0

ttt

аксакал

ttt>> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель...
drsvyat> Для Як-3 этого надо было:
drsvyat> а) аллюминий - все уже пояснили;

Уже ответил. Можно было и без этого облегчить значительно. При том нет четкого ответа по ресурсам алюминия. Куда сколько шло.

drsvyat> б) двигатель ПФ2 - это середина 43-го, в 1942 г. только начали запускать ПФ

Двигатель и на обычных яках усовершенствовали в это время. Но Як-3 остался шедевром любимым летчиками. Значит не в двигателе дело.

drsvyat> в) знания по аэродинамике, которые были в 1943 г.

Никаких радикально новых познаний не появилось.

drsvyat> г) новое крыло меньшей площади.

Что эти слова значат? Его нельзя было в 1942 сделать? Голословное утверждение.

drsvyat> Из всех пунктов по факту был реализуем только г), на который без а) врят-ли бы смогли пойти из-за ухудшения ВПХ.

Зачем тут "вряд ли"? Отговорка. Облегченный нормально бы летал

ttt>> ...естественная мысль попробовать компенсировать это аэродинамикой и облегчением...
drsvyat> Всю войну этим занимались, тот-же ЛАГГ-3 в 1941 и 1943 г. - разные машины.

Опять отговорка. Начали радикально заниматься с Як только в начале 1944. И сразу вишенка на торте.

drsvyat> Машины непрерывно совершенствовались КБ по мере появления материалов, опыта, рекомендаций ЦАГИ и пр.

Общие слова, не относящиеся к топику. Совершенствовали все. А Як новый появился только летом 1944.

В общем нормального ответа нет. Жаль.
   115.0115.0

spam_test

аксакал


ttt> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель. основное отличие Як-3.
Такой самолет появился в начале 43 года, и госиспытания прошел летом 43. Як-3 он станет с освоением 105ПФ2.
   130.0.0.0130.0.0.0

U235

координатор
★★★★★
ttt> Двигатель и на обычных яках усовершенствовали в это время. Но Як-3 остался шедевром любимым летчиками.

А с чего вы решили, что прям любимым? На тот момент, когда появился, он не сказать чтоб уж сильно превосходил "лавки", да и даже современные ему варианты Як-9. При этом имел худшие ВПХ и не слишком живучую конструкцию при слабой защите пилота. Да и сильным вооружением похвастаться не мог. У меня сложилось впечатление, что лучшим истребителем-охотником РККА были Ла-5ФН/7 . А лучшим эскортником - Як-9.
Не просто так Як-3 никогда не был в лидерах по серийному выпуску. Ибо узкоспециализированная и несколько спорная ветвь развития Як-1.
   2424
RU Мыш_и_к #20.01.2025 11:41  @U235#20.01.2025 07:16
+
-
edit
 

Мыш_и_к

аксакал

U235> Не просто так Як-3 никогда не был в лидерах по серийному выпуску. Ибо узкоспециализированная и несколько спорная ветвь развития Як-1.

Мне встречалось определение Як-3 - Противомессер
   98.0.4758.10298.0.4758.102
RU Дмитрий В. #20.01.2025 17:24
+
+2
-
edit
 
RU aleks dark #20.01.2025 17:43  @Дмитрий В.#20.01.2025 17:24
+
+2
-
edit
 

aleks dark

опытный

Д.В.> "Як-3 обр. 1942 г." - это Як-1б
Народ , а зачем плодить темы уже разжеванные , не раз и не два . Ведь уже Всё было на страницах Абазы .
Понимаю прекрасно , иной раз прорваться через туеву хучю страниц и постов в теме бывает тяжко , но те - кому именно интересно , те прорвутся и осознают информацию , ну а тем - кому нужен "хайп" , ну извините . :(
   115.0115.0
RU U235 #20.01.2025 17:43  @Дмитрий В.#20.01.2025 17:24
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
Д.В.> "Як-3 обр. 1942 г." - это Як-1б

Як-1М. А Як-1б - это скорее движение в сторону Як-9
   2424

ttt

аксакал

ttt>> Двигатель и на обычных яках усовершенствовали в это время. Но Як-3 остался шедевром любимым летчиками.
U235> А с чего вы решили, что прям любимым? На тот момент, когда появился, он не сказать чтоб уж сильно превосходил "лавки", да и даже современные ему варианты Як-9. При этом имел худшие ВПХ и не слишком живучую конструкцию при слабой защите пилота. Да и сильным вооружением похвастаться не мог. У меня сложилось впечатление, что лучшим истребителем-охотником РККА были Ла-5ФН/7 . А лучшим эскортником - Як-9.

Ок, надо было добавить в прошлый пост "шедевром любимым очень многими летчиками". Цитировать не буду поскольку кто в теме и так знают.

Согласен что не только не "чтоб уж сильно превосходил "лавки", вообще в сумме был примерно равноценен. "Лавки 7" выпуска того же 1944 еще и в Корее воевали.

Но Ла-5ФН и последующие создал мотор, которого в 1942 не было. А просто Ла-5 немцы не очень ценили, да и наши пилоты тоже

Як-3 (пусть чуть хуже) можно было создать на имеющемся моторе.

Як-3 был неким идеологическим предвестником ранних F-16.

U235> Не просто так Як-3 никогда не был в лидерах по серийному выпуску. Ибо узкоспециализированная и несколько спорная ветвь развития Як-1.

Почему спорная? Любовь многих летчиков, в том числе и французских вот так просто возникла?

То что много асов на нем летало тоже? Я подробно этот эпизод не копал, но есть достаточно достоверные свидетельства о демонстрационных воздушных боях французских Як-3 с американскими машинами. Наши победили.
   115.0115.0
RU Дмитрий В. #20.01.2025 18:31  @U235#20.01.2025 17:43
+
+1
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

U235> Як-1М. А Як-1б - это скорее движение в сторону Як-9

Не, не, не! Як-1М - это прототип Як-3. А Як-1б - это улучшенный (по аэродинамике и обзору) и облегченный як-1. А путь к Як-9 - это Як-7 и его модификации.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
-
edit
 

ttt

аксакал

U235>> Не просто так Як-3 никогда не был в лидерах по серийному выпуску. Ибо узкоспециализированная и несколько спорная ветвь развития Як-1.
М.и.к.> Мне встречалось определение Як-3 - Противомессер

Так и нужен был "противомессер". Особенно как раз в 1942.
   115.0115.0
+
+3
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★★
ttt> Алюминия дополнительного к Як-1 там кот наплакал.
Ты ошибаешься. Коэффициент использования дюраля в авиастроении примерно 0,5 [показать]
. Тогда был примерно такой же, немного хуже.

ttt> Можно было обойтись без этого. Характеристики все равно улучшились бы значительно.
Обходились. Получались Як-1/Як-7. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-3.
   128.0128.0
+
+1
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★★
ttt>>> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель...
drsvyat>> Для Як-3 этого надо было:
drsvyat>> а) аллюминий - все уже пояснили;
ttt> Уже ответил. Можно было и без этого облегчить значительно.

КБ Яковлева, единственное во время ВОВ, платило за каждый грамм сэкономленного веса самолета вполне приличные деньги. И собственно в КБ, и на серийных заводах, после утверждения в КБ. Всем, включая работяг.

ttt> При том нет четкого ответа по ресурсам алюминия. Куда сколько шло.

Откуда вообще ты это взял? :eek:
   128.0128.0

ttt

аксакал

ttt>> Можно было обойтись без этого. Характеристики все равно улучшились бы значительно.
DustyFox> Обходились. Получались Як-1/Як-7. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-3.

Это вообще неверно. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-9
   115.0115.0
+
+2
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★★
ttt>>> Можно было обойтись без этого. Характеристики все равно улучшились бы значительно.
DustyFox>> Обходились. Получались Як-1/Як-7. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-3.
ttt> Это вообще неверно. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-9

Як-9У получается, если добавить в уравнение ВК-107.
   128.0128.0
+
+1
-
edit
 

drsvyat

координатор
★☆
DustyFox> Откуда вообще ты это взял? :eek:
Не представляю, как бы ttt удалось бы выбить для своего проекта больше аллюминия, чем Яковлеву со всем его админрессурсом.
   11

ttt

аксакал

ttt>> Это вообще неверно. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-9
DustyFox> Як-9У получается, если добавить в уравнение ВК-107.

В огороде бузина, в Киеве дядька. А если еще РД поставить то получается.. Получается Як-15
   115.0115.0
+
+2
-
edit
 

drsvyat

координатор
★☆
ttt> Это вообще неверно. Если добавить в уравнение дюраль, получается Як-9
А ты с первого взгляда так сразу и не отличишь скажем Як-9М от Як-3: маслорадиаторы в корне крыла, а не бороде, сдвинутый назад водорадиатор и у многих тот же мотор ПФ2.
Так что все получается, все линейки яков развивались параллельно, ну почти, Як-3 получал ПФ2 в первоочередном порядке
   11

ttt

аксакал

ttt>> Уже ответил. Можно было и без этого облегчить значительно.
DustyFox> КБ Яковлева, единственное во время ВОВ, платило за каждый грамм сэкономленного веса самолета вполне приличные деньги. И собственно в КБ, и на серийных заводах, после утверждения в КБ. Всем, включая работяг.

И производило практически все тот же самолет. А разговор о том что можно было сделать вариант меньше и легче. И раньше.

ttt>> При том нет четкого ответа по ресурсам алюминия. Куда сколько шло.
DustyFox> Откуда вообще ты это взял? :eek:

О, стеб пошел. Может стебающийся балансы алюминия по годам 1941-1945 знает? было бы интересно.
   115.0115.0

ttt

аксакал

DustyFox>> Откуда вообще ты это взял? :eek:
drsvyat> Не представляю, как бы ttt удалось бы выбить для своего проекта больше аллюминия, чем Яковлеву со всем его админрессурсом.

Я же сказал что сделать легче можно было и без дополнительного алюминия.
   115.0115.0

ttt

аксакал

DustyFox>> Откуда вообще ты это взял? :eek:
drsvyat> Не представляю, как бы ttt удалось бы выбить для своего проекта больше аллюминия, чем Яковлеву со всем его админрессурсом.

ПС

А кстати это было бы вполне возможно. Показав почти полный аналог Як-3 (только мотор послабее) способный переигрывать мессеров летчикам и командованию ВВС. В тот момент можно было бы уломать союзников на большее количество алюминия.

Но это конечно альтернативщина. Точно то что даже такой самолет без доп алюминия ИМХО был бы очень востребован.
   115.0115.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

spam_test

аксакал


ttt> Я же сказал что сделать легче можно было и без дополнительного алюминия.
но не сделали, т.е. слишком сложно оказалось. Мы же не Англия чтобы бальсу всунуть и использовать замороченные технологии.
   130.0.0.0130.0.0.0
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters