ttt>> Вопрос - почему никому не пришла ранее в голову мысль сделать на основе уже тогда освоенного Як-1 облегченный и аэродинамически облагороженный истребитель. основное отличие Як-3.
s.t.> Такой самолет появился в начале 43 года, и госиспытания прошел летом 43.
Совершенно верно! Самолет Як-1М:
Проведя первый этап улучшений, увенчавшийся выпуском Як-16, в ноябре 1942 г. ОКБ приступило к созданию машины, способной уверенно противостоять всем типам немецких истребителей. С этой целью исходная конструкция Як-1 была подвергнута тщательной ревизии в отношении веса и аэродинамики.
Первый экземпляр Як-1М ("москит") с мотором М-105ПФ, построенный 15 февраля 1943 г., отличался от серийного Як-1 прежде всего новым крылом меньшего размаха (9,2 м) и меньшей площади (14,83 м ). Применение металлических лонжеронов крыла, установка вместо четырех бензобаков двух в крыле и одного, расходного, в фюзеляже и, таким образом, уменьшение запаса топлива, уменьшение площади хвостового оперения и другие конструктивные мероприятия уменьшили полетный вес на 230 кг. Улучшение внешних форм и туннеля водорадиатора (он стал более утоплен в фюзеляж, в связи с чем в стандартную форму Як-1 в районе третьей рамы пришлось внести изменения для его крепления), перенос маслорадиатора в центральную часть крыла, использование индивидуальных на каждый цилиндр мотора реактивных выхлопных патрубков способствовали уменьшению аэродинамического сопротивления и увеличению максимальной скорости.
Як-1М успешно прошел заводские (с 28 февраля по 7 июня 1943 г.) и государственные (с 7 июня по 4 июля 1943 г.) испытания.
Масса, кг
пустого самолета 2133
нормальная взлетная 2655
Тип двигателя 1 ПД М-105ПФ
Мощность, л.с. 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
у земли 545
на высоте 632
Кстати был М, а был М-дублёр! У М ещё есть и подбородок правда маленького размера (с маслюком или нет, хз), и баков судя по чертежу 4! Если так то данные в табл. по массе (а как тогда скорость?) вероятно указаны уже для дублера!?
Про облегчение Як-1Б:
Одновременно были проведены мероприятия по частичному облегчению конструкции серийных самолетов. По постановлению ГКО от 22 сентября 1942 г. с Як-1 сняли: фару с предохранителем и выключателем сети, световую сигнализацию выпущенного положения хвостовой опоры, экранирование электросети после разъемных коробок, проводку обогрева часов, штепсельную розетку хвостового аэронавигационного огня (АНО), автомат давления, манометр вооружения, устройство пневмо-перезарядки МП-20, радиополукомпас РПК-10, вариометр, трос-дублер ножного управления, концевой выключатель на секторе газа. Этим же постановлением предписывалось устанавливать на самолетах ночное светооборудование, фару, вариометр и РПК-10 только по особому заказу для самолетов ПВО. Улучшению тактических свойств самолета способствовала установка с 20 августа 1942 г. на всех Як-1 радиоприемника РСИ-4, а на каждом пятом (с 1 октября на каждом четном) - радиопередатчика РСИ-3.
Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 августа 1942 г. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались только самолеты Як-1Б.
Была спец. модификация Як-1 облегч. 1942 полетный вес 2780 (без ШКАС/БС) произведено аж... 30 шт.!
Можно было вместо тяжелого ШВАК поставить в мотор БС, в несинх. варианте он паказывал феноминальную скорострельность, а по массе сэкономить ~50 кг но оставить 2й БС. Но ддело в том что БС постоянно не хватало!
Другое дело,
может быть стоило уже на Як-1Б уменьшить крыло (допустим до 15,15 м2)и сократить число баков!?
Думаю даже без "аллюминия" 150-200 кг можно было срезать (включая бензин).
Итого полётный вес был бы прибл. такой же ~2750 (у Як-3 2690 кг), но зато с БС!
Самоль уверенно летал бы ~620-625 км/ч с мотором ПФ...