С тех пор немало воды утекло, и существование 114-го со 116-м подтвердилось, и другие успели открыть, и даже 118-й официально в честь Оганесяна назвали.
Остров стабильности, все дела.
Но как-то за свойствами ядра упускают свойства атомов, а они у "большеномерных" становятся где-то даже удивительный свойств самого ядра. Хотя к сожалению, свойства
атома пока известны сугубо теоретически.
Первые 117 элементов таблицы Менделеева были нормальными. И вот появился 118-й. Оганесон (Og), в девичестве унуноктий, в 2016 году получил имя в честь Юрия Оганесяна, научного руководителя Лаборато…
// batrachospermum.ru
Распределение плотности электронов в трех благородных элементах без учета релятивистских эффектов (вверху) и с учетом оных (внизу). Согласно расчетам, в оганесоне электроны не ограничивают себя орбиталями, а формируют равномерное облако Ферми-газа.
Если руководствоваться вычислениями, основанными на классической физике, то электроны оганесона должны располагаться в окружающих атомное ядро оболочках, как у почти всех нормальных элементов. Однако оганесон – элемент сверхтяжелый, а значит, из-за большого заряда ядра его электроны разгоняются до таких значительных скоростей, что возникает необходимость учитывать теорию относительности Эйнштейна, и если включить ее в расчеты, то получается странная штука: вместо дискретных электронных оболочек электроны витают в более-менее равномерно размытом облаке электронного газа!
Благородные газы еще называют инертными, потому что они химически неактивны и участвуют в реакциях лишь в экстремальных условиях, как при апокалипсисе. Оганесон – исключение. Из-за необычного распределения электронов он легко отдает и принимает электроны, а значит, может быть химически реактивным. Получается, что оганесон – парадоксально неинертный благородный газ.
К тому же он вовсе и не газ в привычном понимании этого слова. В «размазанном» состоянии облака электроны оганесона легко поляризуются, а значит, атомы элемента будут связываться друг с другом прочными вандерваальсовыми взаимодействиями. Вместо того чтобы отскакивать друг от друга, словно футбольные мячики, как в типичных газах, атомы оганесона при комнатной температуре, вероятно, будут стремиться слипнуться в твердое вещество! Это уже не благородный газ, а благородная твердь какая-то.
Протоны ядра оганесона тоже могут вести себя нестандартно. Обычно протоны отталкиваются друг от друга в силу положительного заряда, но не разлетаются благодаря так называемым ядерным силам, в основе которых лежит сильное взаимодействие – намного более сильное, чем кулоновские взаимодействия между зарядами. Однако у оганесона протонов аж 118 штук, поэтому их объединенные кулоновские усилия могут частично преодолеть ядерную силушку, в результате чего в ядре сформируется пузырь! В центре ядра протонов окажется меньше, чем на периферии.
А вот нейтроны ядра, как и электроны вокруг ядра, смешаются в Ферми-газ, предсказывают ученые.
В общем, хоть и любопытно, но непотребство, конечно - посему виновник торжества смотрит на это несколько осуждающе. "И вы это всё устроили в атоме моего имени?" Не благородный газ, а чорт знает что? Нет ли здесь личного выпада?