israel>у окурка меткость лучше чем у длинноствольной?
Дык вроде возмущения накапливаются. Снарядболтаться начинает...
israel>а, ну если для урока - так надо говорить "как учитель щитает" ![;-) ;-)](http://s.wrk.ru/s/wink.gif)
В каком смысле?
israel>просто за неточный термин баллы снимают даже в школе
Исправил. См.ниже.
israel>да я то догадался, но мы же говорим не о эпизоде, а о войне в целом
Просто ещё тот эпизод, что у бомберов нет нижней огневой точки - тоже с ДБ.
israel>за такое расстреливают, планы есть всегда, они могут быть просто не рассекречеными.
Ну почему же. Были какие-то сумасшедшие планы на тему "а если немцы с поляками..."
israel>просто ты сказал "только в 44", а на самом деле - впереди планеты всей.
Исправил. См.ниже.
israel>или "на два лаптя левее солнца"![:D :D](http://s.wrk.ru/s/biggrin.gif)
К концу 30-х годов всё яснее и яснее становилась, что в Европе скоро начнётся война. Вырисовывались и возможные (правда, не всё совпало в реальности с тем, что планировали) военные союзы: страны «Оси» - Германия, Италия и Япония и «союзники» - СССР, Англия, Франция + некоторые страны Восточной Европы. Но Германия искала и других союзников. Нашла она их только в 1939-1940 годах. В ситуации 30-х война Гитлеру ничего хорошего не сулила: так как на ведение сколько-нибудь затяжной войны у него не было ресурсов, ему для победы требовалось разгромить почти всю Европу за несколько месяцев мизерными силами! Но Франция явно не хотела новой войны, хотела отсидеться за союзниками, Англия тоже не исключала компромисса с Гитлером. СССР не играл такой роли в Европейской политике, как Англия и Франция, но имел мощнейшую армию. К концу 30-х стало явным желание союзников направить войну на Восток или утихомирить Гитлера. Вызвано было оно памятью о гигантских потерях 1914-1918 годов. Это желание в 1938 году начало воплощаться в реальность: немцы уже маршируют по Вене – совершился аншлюс, сначала отдана Судетская область, а затем капитулировала до начала войны вся Чехословакия – всё с молчаливого согласия Франции и Англии. Но Гитлер не утихомирился и стал только ещё наглее. Тут союзники просыпаются и заваливают обещаниями Польшу, готовя её к противостоянию с Германией. При этом Французы ещё не понимают, что доигрались. Они спокойны, загородившись тогда ещё без кавычек непреодолимой линией Мажино.
Летом 1939 года кажется, что война Польши с Третьим Рейхом начнётся с дня на день, несмотря на политическую напряжённость. Но она не начинается. На этом фоне провалившиеся переговоры СССР с Англией и Францией – как нельзя к стати Гитлеру. Тут-то и появляется известный пакт Молотова – Риббентропа. Подписание его состоялось ровно за восемь дней до конца лета – самого удобного времени для ведения боевых действий, в особенности наступательных. Вот и календарное лето закончилась и…неожиданно Германия нападает на Польшу. Вообще, тогда ещё многим стратегам казалось, что война вскоре позиционной и лучше нападать летом, чтобы до осени захватит побольше территории, пока войска не завязнут в грязи и не остановятся. За зиму, они, безусловно, окопаются, построят укрепления и уж тогда-то война застынет, как это было в 1915 году. Но их надежды оказались беспочвенны. Хотя 3 сентября, через два дня после нападения Франция и Англия объявляют войну Германии, войска на Западном фронте стоят у границ и даже не стреляют. Началась «странная война». А уже через неделю-другую польской армии не существует: вся она сдалась соседям: Румынии, СССР, даже не успев, зачастую, побывать в боях. Почти всю территорию Польши успели занять немцы, только небольшую территорию заняли войска РККА. В районе Львова они даже успели повоевать с фашистами, правда, затем, прошли совместным парадом.
Война на Восточном фронте остановилась. На Западном тоже ничего не проиходило. Наступило затишье. Но затишье было только кажущимся. И немцы и французы готовились в войне. Теперь союзники обсыпали обещаниями Бельгийцев: они считали возможным то, что удар на Францию будет осуществлён именно через Бельгию, Голландию. Французы были уверены: не получится у Гитлера преодолеть линию Мажино. Также французские стратеги считали, что Вторая мировая война будет позиционной, как и Первая. Тем не менее, французы предполагали манёвренное сражение на северо-востоке страны. Там даже линию Мажино не строили. Немцы же уже готовились к решающему броску: тренировали войска для штурма укреплений, проводили воздушную разведку.
Вопреки ожиданиям экспертов, англичане с французами так и не напали на Германию зимой. Это могло означать, что они надеялись на оборону. Видимо, это было не так. Французы не без оснований предполагали, что неплохо было бы разбить ударную группировку немцев. Но и немцы понимали, что копирование начала Первой Мировой войны может легко привести и к копированию результатов. Поэтому они планируют удар южнее – через Арденны – горы на границе Франции и Германии. Всем было понятно, что этот шаг очень опасен: война может стать позиционной ещё до завершения перехода через горы. А если армия и перейдёт через горы, то может получиться, что она лишится снабжения и может быть уничтожена. Поэтому немцы провели эксперименты, в которых выяснилось, что атаковать через Арденны вполне возможно. Для отвлекающего удара было-таки решено направить войска и в Бельгию. Но они только отвлекали элитные части противника, которые союзники собирались на них бросить. Основные же войска атаковали через Арденны и отсекали войска противника, которые входили в Бельгию. Дело облегчалось и тем, что Бельгия не хотела пускать союзников на свою землю, надеясь остаться в стороне от войны.
А пока немцы думали над своими планами, англичане решили полностью использовать своё преимущество – флот. Они собирались высадиться в Норвегии, так как через прибрежные воды этой страны немцы ввозили в Германию руду из Швеции. Войска были уже погружены в корабли, когда…пришло известие, что 9 апреля немцы вторглись в Норвегию. Тогда кригсмарине (немецкий флот) потерял 3 крейсера из 9 имевшихся, но высадку обеспечил. В ходе Скандинавской кампании была, также, захвачена и Дания. Но союзники - таки, произвели высадку в Норвегии. События 10 мая заставили начать эвакуацию, которая кончилась 10 июня.
И вот наступает момент истины: 10 мая немцы начинают настоящую войну. Бельгийскую и Голландскую армии сносят за несколько дней. Одним из самых красивых операций стал штурм Эбен-Эмаэля – крепости в Бельгии. Штурма, как такового, и не было. Утром там приземлились несколько немецких планеров, из которых вылезли десантники и захватили верхнюю часть крепости, после чего через день защитники крепости, запертые в подземельях, сдались. Подобный способ захвата объясняется тем, что крепость была хорошо защищена от нападения с суши, но имела очень слабую противовоздушную оборону. Чуть позже Люфтваффе вновь показала, что может стирать с лица земли целые города.
После поражения под Седаном французские войска уже не оказывали серьёзного сопротивления. Единственной силой, способной остановить продвижение танковых клиньев Вермахта, оказался не Гален, хвалившийся отбить любую танковую атаку, а генерал де Голь, который атаковал немцев под Лаоном и прорвал фронт немцев. Но у него было совсем мало танков, и он не сумел серьёзно повлиять на ход войны.
Когда основные части Вермахта уже обошли линию Мажино, две армии атаковали её. Для справедливости нужно сказать, что защищали эту линию далеко не отборные войска, а войск, способных контратаковать уже не было. Но, как бы там ни было, немцы относительно легко прошли линию. Причём, это были не танки и автоматчики в чёрно форме, которых любят показывать в фильмах, а солдаты в серых шинелях с карабинами и канистрами с бензином.
В конце концов, англичанам пришлось эвакуироваться и отсюда. Лишь чудо спасло английский Экспедиционный корпус от гибели. В Англии считается, что этим чудом была атака нескольких десятков «Матильд» различных типов, которые задержали немцев на 48 часов. Но на этот счёт имеются и другие мнения.
В итоге остатки французской армии и флота разбежались по всем уголкам света, немцы оккупировали большую часть Франции, а на остальной территории был создан лояльный к Гитлеру режим правительства маршала Петена. Война в Западной Европе закончилась.
Итак, за это время были разгромлены Франция, экспедиционный корпус Англии, Польша, Дания, Голландия, Бельгия. В 1940 оккупирована Норвегия. Войска заняли Чехословакию и Австрию. Был решён вопрос с нефтью: её привозили из Румынии, союзницы Германии. Так же союзником стала Венгрия. В 1939 году произошли события, благодаря которым Германия получила ещё одного союзника.
СССР побаивался, что Финляндия станет союзником его противников в будущей войне. Ведь второй по величине город СССР, Ленинград, находился в нескольких стах километрах от границы с Финляндией. Поэтому был предложен обмен: участок финской территории около Ленинграда должен был меняться не участок советской территории в Карелии. Хотя СССР предлагал выгодный по площади обмен, финны отказались идти на него, так как взамен благоустроенной территории им предлагали леса и болота. Поэтому переговоры провалились, и скоро РККА пошла в атаку. Вначале условия были вполне терпимыми: температура около нуля, мало снега. Но взломать с ходу линию Маннергейма – финскую оборонительную линию так и не смогли. Есть версия, что хотели ударить в район, где недавно укреплений не было. Но оказалось, что брешь заделали как раз этим летом. Тем не менее, линию без успеха пытались штурмовать, а потом начали снимать полководцев и подводить подкрепления. Тут обрушились морозы, насыпало много снега. Но не плохими погодными условиями объясняется продолжение неудач РККА. Проблема была в командовании. Например, разве можно оставить танки без прикрытия пехоты?! А ведь при штурме танки спокойно прошли через жиденькую противотанковую оборону (вообще, линия Маннергейма – далеко не линия Мажино и времени у РККА было куда больше, чем у немцев при штурме Эбен-Эмаэля), а пехота залегла, прижатая к земле вражескими пулемётами и артиллерией. Хотя эти огневые точки при хорошем командовании всегда подавляли до атаки своей артиллерией, а во время атаки своими танками. Эти же самые танки не только не подавили пулемёты и пушки, но и были уничтожены за линией вражеской пехотой с бутылками зажигательной смеси. Это только в фильмах пехота против танков – ничто. На самом деле, когда танки атакуют без пехоты, это всегда приводит к поражениям. Так было и в 1917, и в 1941, и в 1945 и так есть теперь, в ХХI веке.
В авиации дело было не лучше. В ВВС РККА, видимо, царило удивительное шапкозакидательство. Иначе никак не объяснить то, что посылали бомбардировщики без истребительного эскорта. Кроме того, самолёты ДБ-3 с не слишком мощным вооружением, вдобавок, не были оснащены нижней пулемётной установкой. Поэтому финские истребители легко расстреливали наши бомбардировщики, заходя сзади-снизу. По некоторым данным, в одном бою было сбито 6 таких бомбардировщиков!
Некто Владимир Резун, взявший псевдоним Виктор Суворов, доказывает, что РККА совершила невозможное, когда прорвала Линию Маннергейма. Несмотря на патриотизм этой идеи, это, видимо, не так. Он говорит, что при таких условиях (болота, морозы, большое количество снега и т.д.) прорвать такую сильную оборону, как Линия Маннергейма практически невозможно. Но почему тога на Финляндию не напали летом? Очевидно, расчёт был в том, чтобы реки, болота замёрзли. Грунт затвердел и смог выдерживать тяжёлую технику. Кроме того, известно, что Линия Мажино справедливо считалась куда непроходимее, чем Линия Маннергейма. Но её преодолели. Конечно, можно вспомнить, какой гарнизон был на Линии Мажино и про другие условия, но разве это имеет такое серьёзное значение? Действительно, какая разница пехотинцу, -40 градусов, или +20? Ведь нужно всего-то поджечь вот - тот ДОТ, а там уже и отдых. И какая разница, есть ли у него снег под ногами? Это важно, когда идут бои с армией, когда к войскам не могут добраться подкрепления, продовольствие и боеприпасы. Но когда у войск есть несколько месяцев и штурм начинается при хороших погодных условиях, у РККА, тем не менее, сначала ничего не получалось. Лишь когда ударили морозы, но и подошло подкрепление, удалось прорвать линию. Тем более нельзя оценивать действия РККА как удачные, что у них всегда было огромное численное преимущество. Даже когда линию укреплений прорвать удалось, финны вновь создали непроходимую оборону.
Также Суворов говорит, что наши войска не пытались обойти укрепления. Нет, как раз во время этой попытки и разыгрались самые страшные события «Зимней» войны. Атаковали несколько советских дивизий. Вот там условия были ужасные: болота, реки, озёра. Дивизии шли практически изолированно и по большому фронту, что приводило к тому, что финны могли легко прорвать фронт. Многие дивизии попали в окружение и погибли от голода, холода, но не от финских войск. Вечная память тем, кто до последнего не сдавался, погибая от голода, осыпаемый не только осколками и пулями, но и листовками с содержанием типа «где комиссар – там смерть». Что бы не говорил Суворов. Потери в конкретной Финской операции были огромны и делить на «4» их, как он это делает, в связи с присоединением Прибалтики, нельзя.
Летом произошло присоединение Литвы, Латвии и Эстонии. В общем-то, это присоединение было добровольным, хотя к тому моменту, советских войск, введённых по договору с данными странами, в Прибалтике, было больше, чем войск данных стран. При военном конфликте, безусловно, эти страны нанесли бы определённые потери войскам СССР и, поэтому, делить потери РККА в Финляндии на «4», как это делает Суворов, говоря, что в Прибалтике оценили после боёв в Финляндии РККА и побоялись вступить в бой с ней, неправомерно.
Таким образом, к 1941 году СССР оказался не в завидном положении: союзников в Европе почти не осталось. Вместе с тем, союзников Германии было очень много. Сама Германия хоть и декларировала дружественные отношения, была явно неравнодушна к СССР с его огромными территориями и ресурсами. Это проявлялось во многом, например – в знаменитых полётах разведчиков над СССР, когда наши истребители были скованны приказом «не стрелять». Кроме того, немцы начали скапливать войска на границе. Что это? Или действительно подготовка к высадке в Англию, на что указывало также множество других признаков или… Впрочем, эту мысль высшее руководство гнало от себя. Это и понятно, зачем нападать на СССР, если и карты Англии напечатали и переводчиков английского готовят? В конце концов, зачем тогда начали Битву за Британию?! Быть может, именно поэтому только в мае принимаются соображения по наступательным действиям, т.е. что-то вроде эскиза для плана упреждающего удара. Что характерно, в этом плане уделено внимание упреждению Германии, то есть понималось, что Третий Рейх тоже может начать подготовку к атаке на СССР. В Германии же к тому времени приводится в действие план Барбаросса. Вот он:
[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Всё невозможное возможно, если этого захотеть. ;)