Тип Масса Площадь крыла Скорость максимальная. Скороподъёмность Время виража Вооружение Практи-ческийПотолок
Bf-109E3 2670кг 16,4 м2 470км/ч-0м490км/ч-1000м515км/ч-2000м557км/ч–4500м538км/ч-6000м 1000м – 1мин.3000м – 3,1 мин6000м – 7,2 мин.За боевой разворот 550 м 27,5-29с 2*MGFF+1 одна пушка в развале двигателя и 2*МG-34. 8200м
Bf-109F-2 2746 кг 17,3 м2 537 км/ч – 0м630км/ч-6000м 3000м – 3,1 мин.За боевой разворот – 850 м. 19,5 – 20,5 с 2*MG-17(7,92 мм)1*MG151/15(15 мм) 12 000м
И-153 (М-62) 1859 кг 22,1 м2 366км/ч – 0м424км/ч–5000м 5000 м – 5,7 мин. 12-13,5 с 4*ШКАС (7,62мм) или4*БС (12,7 мм) или2*ШВАК (20 мм) + 6*РС-82 11 000м
И-16 тип 24 1882,5 кг 15,54 м2 410 км/ч – 0м462 км/ч – 6360 м 3000м – 6 мин. 17-18 с 2*ШКАС2*ШВАК +6*РС-82 9700м
Миг-3 17,44 м2 515 км/ч – 0м640 км/ч – 7800м 5000 м – 6,2 минЗа боевой разворот – 850-900м 20-21 с 1*БС2*ШКАС + иногда 2*БК (крыльевые БС) 12 000м
Лагг-3 3346 кг 17,62м2 498 км/ч – 0м575км/ч–5000м (у серийных – не более 550 км/ч) 5000м – 6,8 мин.За боевой разворот – 750м 20 с 1*БС2*ШКАС1*ШВАК 9300м
Як-1Б(1942 год) 2884кг 17,15 м2 531 км/ч – 0м592км/ч–4160м(без вооружения) 5000м – 5,4 мин.За боевой разворот 1150 м 19 с 1*ШВАК2*ШКАС(иногда 1-2*БК+ШВАК) 10 000м
Ещё одним ветераном Испании, вновь встретившимся с советскими истребителями стал Ju-87. Как только его не называли: «Штка» (от немецкого слова Sturzkampfflugzeug – пикирующий боевой самолёт), «Лаптёжник» (другой вариант – «Лапотник» (из-за характерных обтекателей неубирающегося шасси))…Этот самолёт тоже сильно изменился с Испании: появилось устройство, которое выносило бомбу за пределы влияния винта, поменяли двигатель, соответственно, изменили конструкцию. Самолёт этот показал великолепную эффективность в Испании благодаря удивительной точности бомбометания с пикирования. Но впоследствии оказалось, что он очень уязвим в отсутствии истребителей. В результате его постепенно вытесняли более крупные пикировщики Ju-88. Почему-то считалось, что именно Ju-87 атаковали наши аэродромы и уничтожили нашу авиацию на земле. На самом деле аэродромы Ju-87, в отличие, от Не-111, не атаковали. Не-111 – стандартный средний бомбардировщик Люфтваффе. Если б не «мастер на все руки» Ju-88, то, безусловно, именно он бы стал символом Люфтваффе во второй половине войны. Но это был весьма заурядный двухмоторный самолёт, куда менее эффектный, чем Ju-88, который стал и пикировщиком и средним бомбардировщиком и истребителем. С самого своего появления Ju-88 стал рабочей лошадкой Люффтваффе, какой и оставался до конца войны. Характеристики его приводить не имеет смысла: в варианте истребителя и бомбардировщика они различались очень сильно.
Заключение: Вермахт не обладал ничем особо выдающимся, никакого «вундерваффе» не было. Ещё в 40 им казались и танковые клинья Панцерваффе и «Мессершмидт» Вf-109 и Ju-87 и Ju-88, но уже через два года стало понятно, что никакого чудо-оружия нет и быть не может, может быть только правильное использование имеющегося.
РККА.
Как ни печально признать, РККА оказалась совершенно не готова к войне не из-за дефицита хорошей техники: с этим катастрофы не было. Проблема была в командовании. Все ошибки, совершённые в первые дни войны – прямое следствие и низкого уровня подготовки армии и низкого уровня теории войны. Но всё ещё впереди, а пока РККА по праву считается одной из лучших армий мира (ну, во всяком случае, до войны с Финляндией было именно так). Основную ударную силу составляли танки Т-26 и БТ. Непонятно, почему у нас пользовались исключительно классификацией по массе: эти два весьма непохожих по конструкции и назначению танки оказались в одной куче, хотя при использовании разделения не «крейсерские» и «пехотные» танки всё вставало на свои места. Так главной задачей самого массового танка 30-х – Т-26 была поддержка наступающей пехоты. То есть, они был пехотным танком. К началу 40-х годов он уже не мог нормально выполнять эту функцию. Ведь проектировать его начали ещё в 20-х годах! Причём, проектировать его начали отнюдь не в СССР. Т-26 лицензионная копия «Виккерса-6т» («Виккерс-Е»). В 31 году один образец купили у англичан, приобрели лицензию, но не технологию. Поэтому было решено принять на вооружение не сам танк, а его изменённую версию. Таких версий было две. Первый, ТММ-1 имел изменённый из-за установки двигателя «Геркулес» корпус, два пулемёта «Виккерс» в двух башнях, как у английского танка, башнях, советский ДТ справа в корпусе. Экипаж – 4 человека. Боевая масса – 8 т. Толщина брони – 13 мм. Скорость - 30 км/ч. Есть сведения, что сделали десяток ТММ-1. В следующем году готовился ТММ-2 с одной башней для 37-мм. Боевая масса – 8 т. Толщина брони до 13 мм, скорость – 30 км/ч. Экипаж – 3 человека, всё остальное – без изменений). Оба ТММ не удовлетворили военных и пустили в серию «Виккерс-6 т» с небольшими изменениями).
В отличие от «Виккерса» у Т-26 броня была толщиной до 15мм, двигатель – «Т-26», мощностью 90 л.с. Масса 8,2 т. Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа, если не считать передней части корпуса и вооружения. Каждая башня могла поворачиваться на 2400, в переднем и заднем ( по 1000) вести огонь по одной цели. Англичане считали, что такое расположение вооружения обеспечивало наибольший темп стрельбы с обоих бортом, но из-за малого погона башен оказалось затруднительным расположить в них пушки. Башни, к тому же, часто заклинивало. В конце концов, стало понятно, что сделать «Виккерс» с человеческим лицом» можно, лишь заменив две пулемётные башни на одно, но со смешанным вооружением. Тогда создали Т-26 обр. 1933 года с 45-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом в башне. Масса увеличилась до 9,4 т. Боекомплект составил 136 снарядов. На 11 см. увеличилась высота башни. Танки командиров выпускались сначала с поручневой, а затем со штыревой антенной, которая была менее заметна для противника, желающего вывести из строя командирский танк. Типичной для этих танков стала фара-прожектор для ведения ночного боя. С 1935 году вместо клёпки бронелистов стали применять сварку. Одновременно увеличили за счёт снижения боекомплекта до 122 снарядов (82 у командирских) ёмкость баков. Масса возросла с 9,4 до 9,6 т. Таки 1936 года получили пулемёт в кормовой части башни. Боекомплект стал 102 снаряда. Некоторые изменения внесли в ходовую часть Масса – 9,65 т. С 1937 года появился зенитный пулемёт и внутреннее переговорное устройство ТПУ-3. Двигатель форсировали до 95 л.с. Масса достигла 9,75 т. С 1937 года появились конические башни, лучше выдерживающие попадания пуль. Их стенки сваривали из 15-мм бронелистов. Ёмкость баков возросла с 182 л до 290 л, а боекомплект – составил 107 снарядов. Масса – 10,25 т. Начиная с 1938 года устанавливали стабилизатор прицеливания в вертикальной плоскости. Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года имели подбашенную коробу с наклонными бронелистами, задний башенный пулемёт убрали и довели боекомплект до 165 снарядов (без радиостанции – до 105 снарядов). Увеличив степень сжатия, мощность двигателя увеличили до 97 л.с. С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали, вместо цементированной. Наконец, в ходе «Зимней» войны около 100 танков модернизировали, доведя толщину брони путём экранирования до 60 мм. Иногда эти танки именуют Т-26Э. Но они были явно перетяжелены. Всего РККА получила более 11 000 Т-26 23 серий и модификаций, включая огнемётные и мостовые. Но, несмотря на такую эволюцию, Т-26 оказался к 1940 устаревшим. Но это не значит, что его было невозможно удачно применять. Так немцы легко уничтожили армии пол-Европы с помощью танковых клиньев из Pz.II, уступавших, как пехотные Т-26. Кроме того, у немцев было в несколько раз меньше танков, чем у РККА. Правда, как истребители танков Т-26 совершенно не годились: тут сказывалась и слабая броня и относительно слабая «сорокопятка». Но всё бы было терпимо, если бы не неграмотно закалённые снаряды. Эти снаряды при пробивании брони раскалывались и потому могли преодолеть только 18 мм брони, то есть, не могли пробить даже БТ в лоб. Но немецкие танки имели большую толщину брони и потому против них наши пушки часто оказывались бессильны. Впрочем, и немецкие пушки Pz.II далеко не блистали своими бронебойными свойствами. Но из-за сомнительной возможности поражения немецких танков Т-26 не мог использоваться против немецких танков.
Другим основным советским танком стал БТ. Он тоже не был советским изобретением: он был куплен у незаурядного американского конструктора и предпринимателя Кристи. Но куплен он был недоделанным и на испытаниях выяснилось, что… танк не может нормально использовать гусеницы. Дело в том, что всё время отрывалась направляющая шестерня. Поэтому гусеница спадала и танк прекращал движение. Так что, несмотря на несколько ремонтов. Танк на гусеницах проехал всего 43,5 км. При этом без гусениц он проехал несколько сотен километров. Вообще, производство БТ висело на волоске, так как военные сначала даже отказались принимать его. Интересно, что, в какой-то мере, из-за этого танк получил странное, по советским понятием, название. Было признано невозможным называть его, как все советские танки: после литеры «Т» ставилась цифра. Сначала ей пытались обозначит год появления танка, но так как танки появлялись часто, то им присваивались будущие года. Так как танк не был принят, а названия были взяты на 3 года вперёд, то танк решили называть «БТ» - быстроходный танк, или «СТ» - скоростной танк. Но из-за внутренних причин танк начали строить на Харьковском паровозном заводе (знаменитый ХПЗ), стали строить быстро. Но далеко не так быстро, как говорит Суворов. 22 танка в день, о которых он говорит – куда больше, чем в реальности. Действительно, известно, что в 1932 году было выпущено 3121 танк (всего, включая и Т-26, и Т–27 (всего лишь танкетка) и БТ), а в дальнейшем темп сохранялся. Но при его темпах получается 22*365=8030 танков. То есть в 2 раза больше, чем танков вообще. Нужно отметить, что БТ отнюдь не составляли основу выпущенных танков. Их было чуть больше трети. Так что здесь Суворов явно соврал, данные эти широко известны и не знать ему этого нельзя: на книжку с этим материалом он ссылается сам.
БТ обладал большой скоростью на шоссе. Это отмечает и Суворов. Но он говорит, что она более 100 км/ч, что явно не соответствует истине. На непонятных «лучших западных испытаниях» БТ якобы показал эту скорость. Обычную цифру 72 км/ч на колёсах он объясняет «ограничителем мощности». Никаких ссылок на источники он не приводит. Да и не может их быть, так как никогда не было ограничителей мощности. Ведь никто не будет гонять по нашим дорогам со скоростью в 100 км/ч! В мирной жизни танки ездят колоннами, где скорость не больше 20 км/ч. Поэтому и выдуманная проблема разрушения танка при столь быстрой езде по нашим дорогам также выдумана.
Как бы там ни было, уже на параде 7 ноября 1931 вместе с Т-26 появляются и первые БТ-2. Это был лишь немного изменённый танк Кристи с башней отечественной конструкции (танк Кристи купили без башни). Масса – 11,3 т. Экипаж 3 человека. Бронирование – до 13 мм. Вооружение – одна 37-мм пушка и спаренный с ней пулемёт. На гусеницах танк развивал 53 км/ч. Запас хода на колёсах 300 км, на гусеницах – 200км.
За ним последовали БТ-5 и БТ-7. У них было улучшено бронирование лба и кормы, поставлена другая башня с нашей пушкой от Т-26. Масса достигла 13,8 т. Изменили конструкцию корпуса. На последних сериях БТ-7 ставили конические башни. Все остальные характеристики практически не изменились. Какие только эксперименты не проводились с нашими танками! Их «учили» ходить по дну и плавать. На них пробовали устанавливать другое количество катков. Ставили пушку от Т-28 (эти БТ-7А производились серийно) и дизели В-2. Танки с последним имели немного другое бронирование и большую скорость: 62 км/ч на гусеницах и 86 км/ч на колёсах.
В конце оказалось, что БТ очень уязвим от ПТО как и Т-26) и нужно срочно что-то с этим делать. Хотя танк этот был очень не плох. Его скорость была не очень востребованной, но его другие качества позволяли его использовать очень хорошо, правда. Не против танков. Но 10000 танков, которыми обладали части РККА в западных округах при правильном командовании могли легко разбить немецкие части.
В конце концов, стало понятно, что нужен танк с противоснарядной бронёй. Он появился. Это был Т-34. Танк удивительный. Действительно, в нём впервые в нашей стране были применены и наклонные бронелисты, увеличивающие снарядостойкость брони и достаточно длинноствольная пушка большого калибра и дизель. Интересно, что всё это уже применялось на опытных, а иногда даже серийных танках, но именно в Т-34 всё это воплотилось сразу. В других странах не было ни одного танка, сочетающего такие прогрессивные черты. Правда, у Т-34 было и множество архаичных черт. Прежде всего, в области управления танком. Это и отсутствие полика и 2 человека в башне, а не 3 и отсутствие командирской башней и слабая радиостанция, но всё это исправили за время войны (кроме отсутствия полика). Впрочем, тогда когда это исправили, почти все прогрессивные черты появились у немецких танков. А вот от баков, очень неудачно расположенных в боевом отделении избавиться так и не удалось. Между тем известно, что если уж дизельное топливо загорится, то потушить его очень сложно. Характеристики его хорошо известны: скорость – 51,2 км/ч, бронирование – почти везде 45 мм. Вооружение: одна пушка 76,2 мм (на танках разных выпусков – разная), с ней спарен один ДТ и ещё один – в амбразуре в лобовом листе. Двигатель – дизель В-2.
Ещё одним новым танком стал КВ – «Клим Ворошилов». Этот танк создавался в Ленинграде, как замена Т-35 по многим причинам. Во-первых, стало ясно, что Т-35 пора заменять: слишком стар. Можно сделать и лучше. Во-вторых, пришло понимание того, что толку от того громадного пулемётного вооружения, что стояло на Т-35 мало: непонятно, как управлять огнём. Ведь в то время точно стрелять с ходу можно было только с Т-28. А как использовать весь тот десяток огневых точек, которые превращали танк в самый большой по массе в мире?! Нужно тогда останавливаться надолго, а это фактически невозможно: подобьют. К тому же разрастался экипаж. В общем, решили уменьшит количество башен сначала до 3, а потом и до 2. В конце концов появились 2 танка конкурирующих заводов: Т-100 КБ Гинзбурга и СМК Кировского завода. Для проверки их послали на Карельский перешеек прорывать линию Маннергейма. Как и ожидалось, серьёзного противника они там не встретили. Финские ПТО, поразившие плавающий Т-38 с расстояния в 2000 м (интересно, как это они так целились, эти финские артиллеристы), ничего не смогли сделать ни с СМК ни с Т-100. Отличительной особенностью Т-100 был меньший экипаж(6 человек против 7), большая масса (58 т) и более грамотная конструкция, чем у СМК (у того 7 человек экипажа, 55 т масса и новейшая торсионная (впервые в СССР!) подвеска).
Но, хотя ПТО с танками не справились, зато с СМК справился финский фугас. Так он и простоял до конца войны. Потом его отвезли на завод и разобрали: у дружины Котина появились другие приоритеты, имя которым КВ-1 и КВ-2. Это тот же СМК, но с одной башней. В результате масса уменьшилась до 47 т, вооружение ослабело до одной 76,2 – мм пушки (до этого, как и на Т-100 на нём стояла ещё 45 мм пушка и спаренный пулемёт в первой башне) и спаренного с ней пулемёта. Вообще, КВ создали как танк прорыва обороны противника. Этим и объясняется его очень толстая броня. К тому же, у него она была толще за счёт снятой второй башни, уменьшенной длины корпуса и снятой «тумбы» под башней с 76-мм орудием. Есть мнение, что КВ и СНК как бы переделали из Т-28. Действительно, торсионную подвеску опробовали на Т-28. Т-28 хотели в 1941 году оснастит пушками, которыми оснащался КВ. У Т-28 увеличивали толщину брони до 80 мм (У КВ – 75 мм) на лбу. Остаётся только снять башенки и…
КВ-2 был, по современным понятиям, самоходной установкой. Его калибр поражал: целых 152 мм! Так как пушка в прежнюю башню вообще не умещалась, то пришлось сконструировать новую. Получилась эта башня очень плохо: огромной высоты. Зато туда можно было легко смонтировать гаубицу. Интересно, что это был единственный танк в Великой Отечественной войне. Интересно, что у этой пушки вообще не было бронебойных снарядов. А били немцев бетоннобойными снарядами. Очень неплохо получалось. КВ-2 создавался специально для прорыва укреплённых районов. Именно поэтому был принят такой огромный калибр. Всё это объяснялось огромным фугасным действием снаряда, который требовался для разрушения укреплённых районов. Из недостатков танка следует назвать огромную массу, большую высоту а так же издевательски малую скорострельность. Когда же в ходе войны оказалось, что штурм вражеских укреплённых районов нашей армии не светит, то танк сняли с производства, так как против обычных целей он был не очень эффективен.
На танке Т-28 особо останавливаться не стоит. Танк был хорош многими своими прогрессивными решениями в области подвески (точнее, как она грамотно сделана: он единственный из советских танков мог стрелять с ходу точно), управления (полик в башне, 3 человека в башне, просторное боевое отделение), а также в области пожаробезопасности (грамотно расположены баки, автоматическая система пожаротушения). Из недостатков стоит отметить большую высоту и вообще огромные размеры танка, большой экипаж, две пулемётные башни, сделанные непонятно для какой цели, слабую бронебойность пушки (потом заменили на нормальную, но это было в 1938 году), слабое нерациональное бронирование. Но, в общем, танк был хороший для своего времени, надёжный. Что замечательно, все танки этого типа оснащались радиостанциями. Такой роскоши не было даже на Т-34! А ведь правильное управление боем – залог успеха немецких танкистов! Те танки, что были экранированы до 80 мм лобовой брони имели куда более слабое бронирование башни, бортов и кормы (борт – 40мм). А если учесть бронирование немецких танков с экранами и огромные размеры Т-28, то окажется, что Т-28 почти ничем и не лучше немецких танков при куда большем весе. Так что зря Суворов пытается говорить, какие немцы идиоты, что не углядели Т-28. Кроме того, их было совсем не много, а те, что при этом имели коническую башню и пушку Л-10 было совсем мало.
Также Суворов говорит о Т-35, который, якобы был куда лучше всех немецких танков. О его весьма слабых боевых свойствах не стоит распространяться, тем более, что их 50 выпущенных танков до поля боя доехало только 6. Остальные сломались раньше. Так что кому нужен танк, который даже воевать не может?
Основу истребительной авиации РККА составляли И-16 «Ишачок» - достаточно манёвренная машина с посредственными из-за своей старости скоростными характеристиками и далеко не кротким нравом. Зато в некоторых модификациях они обладали весьма мощным вооружением.
Вторым по численности самолётом в ВВС РККА был И-153. Это был очень манёвренный самолёт с не очень большой скоростью. Все эти самолёты могли вполне защищаться от «мессеров» и даже сбивать их. Например, в первый день больше всего самолётов было сбито именно с И-153. Но при неграмотном применении толку не будет ни от одного самолёта.
Миг-3 стал первым новым самолётом, поступившим в ВВС в больших количествах. Он был очень силён на больших высотах, но применения ему на них так и не нашли. Поэтому воевали они, как и все самолёты на Восточном фронте (для немцев, естественно), на малых и средних высотах. Было удивительно, что эти самолёты часто даже штурмовали немецкие войска! Высотный самолёт с удивительно слабым вооружением бросали на штурмовку! Самолёт этот никогда не был любим: слишком нетерпим был он к неточному пилотажу наших средних пилотов.
ЛаГГ-3, в общем-то справедливо, расшифровывали, как «лакированный гарантированный гроб». Причиной этому грустному юмору послужили не только средние характеристики самолёта, но и то, что он делался из древесины. Причём сначала это была лёгкая и негорючая дельта – древесина. Потом его стали делать из сосны. Но это было уже входе войны. Но истинные асы могли сбивать «худых» (Вf-109) и с этих самолётов.
Самым лучшим из новых наших самолётов являлся Як-1. Всем машина хороша: и скоростью и манёвренностью (причём он отличался манёвренностью именно в вертикальной плоскости, что особенно важно). Он примерно соответствовал немецкому Bf-109F-2. Но качество подготовки как лётчиков так и командного состава, мягко говоря, не блистало. Советская авиация не имела ни единого шанса захватить господство в воздухе. Интересно, что советская авиация потеряла достаточно мало самолётов на аэродромах, а на Юго-Западном фронте почти ничего не потеряла и смогла дать относительно сильный отпор врагу. Но это ей не помогло. Опять об ошибках в тактике. Ладно, что летали тройками, но как можно сопровождать СБ, если наши самолёты идут на тех же 30 км/ч, что и бомбардировщики на той же высоте?! Естественно немцы пользовались малой скоростью наших истребителей и атаковали сверху с большой скоростью, делали горку и легко отрывались от преследования за счёт большей скорости. Кстати, о бомбардировщиках.
СБ – скоростной бомбардировщик появился в 1934 году. Для своего времени он обладал огромной скоростью – 420 км/ч! Но к концу 30-х он устарел. И скорость его стала вполне обычной и бомбовая нагрузка тала мала. Зато всплыли и недостатки, например, оборонительное вооружение. Всего 4 пулемёта винтовочного калибра! А невозможность его атаковать цели с крутого пикирования оказалась ещё одним недостатком. Так что пришлось подумать о его «наследнике». Им стал АР-2. Это был немного изменённый в духе времени СБ. На нём можно было теперь бросать бомбы с пикирования, скорость достигла 480 км/ч вооружение составило 3 ШКАСа. Бомбовая нагрузка – 600 кг бомб при внутренней и до 1500 кг при внешней подвеске. То есть, в общем-то заурядный самолёт. Всегда эти 200 машин обычно «зачислялись» в статистику выпущенных СБ, так что непонятно, почему Суворов считает «забытыми официальной историей» 200 Ар-2.
Также непонятно, почему «забытыми» Суворов считает ДБ-3 и его потомков. Судьба этого самолёта интересна. Чистый дальний бомбардировщик, ДБ-3 всю свою «жизнь» использовался, как фронтовой самолёт. Вооружение у его потомка, ДБ-3Ф было посолидней, чем у СБ и Ар-2: 2500 кг бомб, 2 ШКАСа и один крупнокалиберный УБТ на верхней турели. Зато ДБ-3 совсем «не умел» пикировать под большим углом. Скорость самолёта 440 км/ч.
Зато его конкурент, ЕР-2, он же ДБ-240 забыт, вероятно, потому, что также был чистым дальним бомбардировщиком, а во время войны почти не применялся. А самолёт-то прекрасный! Прекрасная дальность в 5000 км, скорость 420 км/ч, практический потолок 7700 м, 5 т бомб (!), сильное вооружение в 2 УБТ(12,7мм) и одну ШВАК(20мм) вызывает уважение. Такие самолёты бомбили и Берлин.
А вот Як-2 и Як-4 забыты совсем по другой причине, нежели Ер-2. Их было, просто, очень мало, а характеристиками они не отличались. Они показали себя, в общем, равными по скорости, дальности и т.д. Пе-2, но Пе-2 мог нормально использовать свои 1000 кг бомб, так как мог пикировать, чего нельзя сказать о этих самолётах. Также они показали слабость своего оборонительного вооружения.
Пе-2 стал «рабочей лошадкой» наших ВВС и справедливо завоевал любовь военных: им очень нравилась его скорость (более 500 км/ч!), приличная для пикировщика манёвренность, оборонительное вооружение, прекрасная точность бомбометания.
Пе-8 стал единственной советской «летающей крепостью». Рассказывая о нём, Суворов опять показал незнание той войны. Он говорит, что, имей 1000 Пе-8, мы бы полностью обезопасили себя от вторжения. Только он забывает, что столько имели англичане, но толку от их ударов не было вообще. Американцы также бомбили Германию, причём днём, но и от этих налётов толка не было. Мы же имели 1500 ДБ-3+несколько сотен ДБ-3Ф (Ил-4) и ещё сотню Ер-2, но почему-то немцы нас не побоялись, хотя бомбовая нагрузка ДБ не слишком отличается от оной на ТБ-7(Пе-8). Вместе с тем, атака целей без истребительного прикрытия с любым вооружением на бомбардировщиках того времени днём фактически невозможна. Так что Пе-8 использовали преимущества своего вооружения только на нашем фронте.
А вооружение было хорошее: 2 ШКАСа, 2 УБТ и 2 ШКАК. Бомбовая нагрузка при полёте на большую дальность – 2000 кг (у ДБ-3 – 1000 кг). А дальность – до 4000 км. Впрочем, характеристики менялись от типа применённого двигателя. Скорость – от 380 до 440 км/ч. Кстати, пятый двигатель – всего лишь крайняя мера. Точность бомбометания на большой высоте практически никакая, а к 1940 году истребители на больших высотах прибавили в прыти и вполне могли «достать» Пе-8 даже с 5 двигателями.
Су-2 – «самолёт-шакал» по Суворову. Очень плохо, что Суворов не понимает, что 150 000 таких самолётов СССР не выпустил бы при любых условиях даже за 2-3 года. Ведь за 3,5 года войны выпустили 135 тысяч самолётов всех марок и назначений. А Суворов описывает скоротечную войну. Кроме того, при такой сложности пилотирования, что была у Су-2 лётчиков для этих сотен тысяч самолётов подготовили бы только после окончания войны. При этом нельзя сказать. Что Су-2 был строг в пилотировании. Просто лётчики месяцами готовятся, даже если они ужа давно летали. Но откуда взять100 000 готовых лётчиков? Кроме того, такие самолёты, как PZL-23, «Бэттл» и другие прекрасно справлялись со своими задачами при оборонительной войне (для PZL-23 это очень относительно, так как они почти все были потеряны во время боевых действий, но летали они даже без прикрытия, а вот «Бэттлы» неплохо справлялись со своими задачами даже при своей старости). Скорость нашего самолёта до 512 км/ч. Поэтому он мог сам вступать бой с истребителем. Деревянная конструкция объясняется отсутствием нужного количества алюминия. Оборонительное вооружение вполне приемлемо для такой малой машины и ослабление его вполне объясняется желанием сэкономить вес и увеличить скорость, уменьшив сопротивление.
Самым выдающимся самолётом наших ВВС был, конечно, Ил-2. Его броня «держала» такие снаряды, которые пробивали броню наземных танков БТ. Впрочем, это объясняется большими углами обстрела штурмовика и большой дальностью стрельбы. Вооружение просто великолепно: 16 РСов, 2 пушки(сначала ШВАК, а затем ВЯ-23 калибра 23 м), 6 бомб массой по 100 кг. Против танков он оказался не таким мощным, как обычно пишут, но иногда их поражал. А вот применение по аэродромам никогда не ставилось главным у Ила при его проектировании. Ил-2 – классический самолёт поля боя. Впрочем, иногда применяться он мог по аэродромам с удивительной эффективностью. В знаменитом, вошедшем в учебники по применению авиации налёте на аэродром Сальск немцы подтверждают уничтожение или повреждение 72(!) самолётов. Но это был исключительный случай. Обычно Илы уничтожали не более 20 самолётов на аэродромах при соизмеримых потерях.
Артиллерия РККА справедливо считалась самой сильной в мире. Такие прекрасные орудия, как Ф-22, Ф-22УСВ, А-19, М-30 (кстати, состоит на вооружении до сих пор) и другие великолепно могли использоваться как в обороне, так и в атаке. И непонятно, почему Суворов говорит, что разрабатывались «прежде всего» гаубицы. Кстати, наши гаубицы часто не без успеха применялись против танков врага.
Нужно отметить, что как раз в 41 году вышли на испытания БМ-13 «Катюша»(вот пример того, как неофициальное название проникает в историческую литературу) - великолепная, но не уникальная система залпового огня.
Вооружение пехотинца обычно состояло из обычной винтовки обр. 1891/1930 г – «мосинки». Но к концу 30-х в больших количествах появились различные самозаряжающиеся и автоматические винтовки (по современной терминологии ручные пулемёты или штурмовые винтовки) АВТ-40, СВТ-36, АВС-36. Также появились в большом количестве пистолеты пулемёты: сначала ППД-40, а затем и знаменитый ППШ-41. Основным ручным пулемётом был ДП – очень неплохой образец.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Всё невозможное возможно, если этого захотеть. ;)