Газета.Ru - Путин отдал небо бразильцам
Путин отдал небо бразильцам
Как стало известно 'Газете.Ru', проект российского регионального самолета RRJ, вероятнее всего, будет закрыт. Его заменит другой, совместный с бразильской самолетостроительной корпорацией Embraer. Таковы для российского авиапрома итоги визита российского президента в Бразилию.
От итогов бразильского вояжа Владимира Путина зависит минимум две сделки между государствами: по закупке бразильскими ВВС партии российских истребителей Су-35 на $750 млн и по поставке бразильских региональных самолетов фирмы Embraer национальному перевозчику - 'Аэрофлоту'.
Это связанные между собой контракты, в заключении которых заинтересованы обе страны.
Если ОКБ 'Сухой' выиграет бразильский тендер, то поставки истребителей не ограничатся дюжиной машин: бразильцы заинтересованы в дальнейшем обновлении своего парка, состоящего сейчас из морально устаревших американских истребителей F-5 и французских Mirage-3, которых у страны около семидесяти.
Первая партия из 12 машин должна быть поставлена Бразилии до 2008 года с перспективой продажи еще около полусотни самолетов до 2012 года. Такая схема сотрудничества целесообразна потому, что в рамках контракта победитель тендера организует в Бразилии сервисный центр по обслуживанию самолетов, что позволит сэкономить при последующих заказах техники.
Кроме того, по одному из условий тендера потенциальные поставщики истребителей должны организовать в Бразилии совместное производство комплектующих к самолетам, что также автоматически предполагает долгосрочное сотрудничество с победителем тендера.
Россияне считаются фаворитами конкурса - тендерная комиссия рекомендовала своему президенту выбрать победителем именно 'Сухого', но 'Рособоронэкспорт' решил закрепить победу компании за счет победы компании Embraer в тендере 'Аэрофлота' на поставку 50 региональных самолетов.
Это как раз то, что нужно бразильской самолетостроительной корпорации. Она испытывает серьезные трудности со сбытом готовых самолетов. Стартовый заказчик ERJ-170 Crossаir из Швейцарии обанкротился, а его правопреемник Swiss International, по данным топ-менеджеров Embraer, выполнять обещания банкрота не собирается.
US Airways, заказавшая 63 ERJ-170, этой осенью объявила о банкротстве, и ей сейчас не до самолетов.
Машины именно из этой партии Embraer и предложила 'Аэрофлоту'. И очевидно, что победа в тендере здорово выручила бы бразильцев. Но, по сведениям 'Газеты.Ru', 'Аэрофлот', отстаивая свои интересы, согласился помочь 'Сухим' с продажей истребителей при условии, что получит серьезную скидку за покупку самолетов Embraer (каталожная стоимость одного ERJ-170 - $22 млн).
'Газета.Ru' уже писала, что российская делегация собиралась начать торг с Embraer с цифры $17,4 млн за машину, а максимальная возможная цена, которую 'Аэрофлот' может заплатить за самолет, - $20,5 млн.
Национальный перевозчик, разумеется, настаивает на льготном таможенном режиме ввоза в Россию ERJ-170.
Источник, принимавший участие в подготовке визита Владимира Путина в Бразилию, сообщил 'Газете.Ru', что политическое решение об осуществлении двух сделок двумя президентами принято.
В качестве бонуса бразильской стороне российский Минсельхоз, представители которого также были в делегации, даже согласился снять эмбарго на ввоз мяса из некоторых штатов Бразилии.
Но бразильский президент Лула да Сильва отложил принятие решения по тендеру до первого квартала 2005 года.
Формально отсрочка связана с недавней отставкой министра обороны Бразилии Жозе Виегаша Филью, но на самом деле она нужна для того, чтобы стороны смогли как следует проработать детали договоров о сотрудничестве в авиастроительной сфере. Их контуры господа Путин и да Сильва уже обсудили.
По замыслу президентов России и Бразилии, Embraer не ограничится поставкой 'Аэрофлоту' 50 региональных лайнеров: она развернет на Комсомольском-на-Амуре авиапроизводственном объединении (КнААПО) производство региональных самолетов для российского рынка.
Поскольку в этом случае необходимость создания Russian Regional Jet (RRJ) отпадает, работы по гражданскому проекту 'Сухого' предлагается свернуть.
Но поскольку разработка RRJ ведется в кооперации с ведущими мировыми производителями комплектующих к самолетам, практическая реализация планов двух президентов зависит от их одобрения зарубежными партнерами, в большей степени из Франции.
Французская фирма Snecma Motors, которая совместно с российским НПО 'Сатурн' выиграла тендер 'Гражданских самолетов Сухого' на производство двигателя для российского регионального самолета. Правительство Франции горячо приветствует это сотрудничество и согласилось субсидировать 40% от стоимости разработки двигателя, выделив ?240 млн.
Кроме того, как уже писала 'Газета.Ru', французская сторона предложила свою помощь в сертификации и продвижении RRJ на европейском рынке, поставив тем самым 'Сухого' перед необходимостью прекратить отношения с американской корпорацией Boeing в интересах ее европейского конкурента - EADS.
Уговорить французов отказаться от проекта RRJ предстоит премьер-министру Михаилу Фрадкову - его визит в Париж намечен на 10 декабря. По данным 'Газеты.Ru', он предложит партнерам 'Гражданских самолетов Сухого' перейти в российско-бразильский региональный самолет.
По замыслу его лоббистов, корпус этой машины и некоторые комплектующие будут производить на КнААПО по технологии Embraer, а вся начинка перейдет из RRJ.
Ей даже придумано рабочее название - Russian Embraer Jet (REJ). Если российской стороне удастся заручиться поддержкой французов, то первый такой самолет, предположительно, будет готов к серийному производству в 2007-2008 годах - такие же сроки 'Сухой' установил и для своего RRJ.
Впрочем, уговорить французских партнеров российских авиастроителей наверняка будет несложно.
Партнеры 'Сухого' по RRJ Snecma (двигатель) и Thales Avionics (авионика) вместе с Dassault Aviation и Embraer выставили на тендер бразильских ВВС истребитель Mirage 2000. В случае победы российских Су-35 они тем более будут надеяться на продолжение работ по российскому региональному самолету. А Dassault Aviation еще и, ко всему прочему, владеет крупным пакетом акций Embraer и заинтересована в ее развитии.
После переговоров Михаила Фрадкова во Франции бразильский президент Лула да Сильва приедет в Россию с ответным визитом. Он намечен на первый квартал 2005 года. Предполагается, что к поездке господина да Сильва будет приурочено официальное объявление итогов тендера по истребителям и документальное закрепление сотрудничества двух стран по региональному самолету.
Впрочем, официального подтверждения этим сведениям пока нет. Президент 'Сухого' Михаил Погосян ничем не выдает существование перспективы закрытия RRJ.
До 2020 года емкость мирового рынка региональных самолетов (турбовинтовых и реактивных) составит около 8 тыс. единиц. За этот сегмент рынка борются бразильская корпорация Embraer, канадская Bombardier и французская ATR (наряду с Airbus входит в состав EADS в качестве бизнес-единицы). Своим RRJ 'Сухой' рассчитывал занять серьезную нишу: по замыслам КБ, мировая потребность в RRJ до 2020 года оценивается на уровне 800 единиц, из которых до 35% пришлось бы на Россию и СНГ, 65% - на остальные регионы мира.
А во вторник он заявил, что на открывающейся в среду в Джакарте оружейной выставке 'Indodefence-2004 Expo & Forum' его компания предложит Индонезии и другим странам региона Юго-Восточной Азии не только истребители семейства 'Су', но и RRJ.
'Я думаю, что самолеты RRJ по своим характеристикам соответствуют потребностям индонезийских авиакомпаний, которым, с одной стороны, нужны машины небольшой размерности, но в то же время имеющие большую дальность полета, - заявил господин Погосян. - Варианты 75-местного и 95-местного самолетов с повышенной дальностью как раз учитывают специфику географического положения Индонезии, ее удаленность от материков'.
24 НОЯБРЯ 12:50