Ф.Б.>> Вспомнил, что Лем в «Фантастика и футурология» рекомендует по нашей теме
Ф.Б.>> У. Миллер-мл. «Гимн по Лейбовицу». Очень хвалит.
Fakir> Попался мне в руки том типа с полным набором, оба романа - "Страсти по Лейбовицу" и "Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь". Я бы сказал - хвалить там нечего.
Fakir> "Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь" - вообще изрядное УГ. Он просто скучный.
...а кому-то нравится вплоть до написания совершенно восторженных рецензий
ЛИЧНОСТИ
ЖИВОПИСЬ
ОГЛАВЛЕНИЕ
КНИГИ
ИНТЕРНЕТ
БЛОГ
ФИЛЬМЫ
МУЗЫКА
КТО Я?
Обозрение фантастики: Cайт Сергея Бережного на Русской Фантастике
Уолтер Миллер. Страсти по Лейбовицу; Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь. - М.: "АСТ", 2001. - (Золотая библиотека фантастики).
Выход в "АСТ" дилогии Уолтера Миллера "Страсти по Лейбовицу" и "Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь" — одно из самых значительных (и самых недооцененных) книжных событий конца 2001 года.
Рекомендовать первый роман — все равно, что будить вулкан зажигалкой.
// Дальше — barros.rusf.ru
Рекомендовать первый роман — все равно, что будить вулкан зажигалкой. Ценители фантастики знают его и без рекомендаций; для остальных скажу лишь, что фантастики там не больше (но и не меньше), чем в "Имени Розы" Умберто Эко.
Перечитал "Страсти..." — и вновь убедился, насколько уникальным автором был (вечная ему память) Миллер, как сложны и интересны его построения, как многогранен его взгляд на человека, общество, на роль религии и науки.
Второй роман начинал читать с естественной опаской — во-первых, редкое продолжение соответствует уровню оригинала; во-вторых, как известно, сам Миллер роман не закончил. Он от него очень устал, позвонил издателю и сказал, что работать над книгой больше не в силах — и вскоре застрелился. А роман пришлось заканчивать Терри Биссону.
В отличие от "Страстей..." действие "Дикой Лошади" не растянуто на столетия. Оно укладывается в несколько лет, которые по хронологии цикла находятся через несколько десятилетий после второй части "Страстей". Тексарк (Тексаркана) готовится ко второй волне завоеваний, Церковь изгнана из Нового Рима, Папа на ножах с империей Ханнеганов. Интриги и заговоры плетут абсолютно все, вновь повторяется (с новыми нюансами, но по старой канве) история Авиньонского пленения...
Миллер писал сложный исторический роман, глубоко завязанный на противоречиях между христианской моралью и неизбежной аморальностью власти — в том числе и церковной. Неудивительно, что книга вымотала автора — она действительно сложна, и ловушки, в которые Миллер загоняет своих героев, как правило, естественного благополучного исхода не предполагают (в этом "Дикая Лошадь" вполне соответствует "Страстям"). Подойдя к финалу, писатель, видимо, ясно понял, что роман должен закончиться Апокалипсисом — но на этот раз не ядерным, а нравственным. Не катарсисом, а именно Апокалипсисом. Вы представляете себе, что это такое для верующего человека? Я, скажем, с трудом.
Но Миллер-то это понимал, и его самоубийство — деяние совершенно недопустимое по католическим канонам! — видится именно как отчаянный шаг, которым он надеялся остановить катастрофу.
Возможно, этот шаг оказался не напрасным. Терри Биссон, который написал заключительные 20% книги, принадлежит к совершенно другому поколению, и для него Апокалипсис — это лишь атмосфера, в которой тоже можно дышать. Финал романа кардинально отличается по интонации, ритму, дыханию. Заканчивается сложная интрига, начинается действие. Мир оживает, он начинает активно сопротивляться замыслам героев, у них перестают получаться даже простейшие стратегические схемы, которые ранее работали безотказно. Над этими главами витают тени персонажей Харлана Эллисона и Эриха Ремарка, как странное ненужное воспоминание маячит "Плоть+Кровь" Верхувена, в некоторых эпизодах через текст как будто проходит обоз из третьей новеллы "Мракобеса" Хаецкой...
В общем, разочарования не получилось — скорее, наоборот. "Дикая Лошадь" — роман сильный и совершенно не похожий на "Страсти по Лейбовицу". Портит книгу лишь то, как с ней обошлись переводчики и редакторы.