Fakir> Водоснабжение и канализация в средневековых европейских городах
Да, с этим была сплошная экзотика - одной из главных забот городских сторожей, было предупреждение ночных прохожих об опасности.
Ночные вазы и помои, горожане выплёскивали прямо из окна куда попало. Точнее прямо на улицу. Вот сторож и был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком он кричал прохожему: "Эй гражданина! ты туда не ходи..." только на нормальном европейском языке.
Введена эта должность была первоначально указом англ. короля (логин и номер не помню), из за проблем со нравственностью. Т.к. по тогдашним устоям морали - не было ничего более обидного чем попасть под этот сброс. А для горожан - нет ничего более почётного чем окатить говном вельможу познатнее. Спорт такой, мещане увлекались.
При этом вломиться в дом обидчика (тут же, по горячим следам) было нельзя. Правда вламывались, и закалывали кинжалами - но тогда и сами подвергались судебному преследованию. но позже.
Всяко бывало. В общем в городе оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию.
На стороне такой морали стояла инквизиция, так как считалось всё произошедшее ночью - кознями дъявола. И признаться что тебя облили - позор, так ещё и горожанин всегда мог сказать что это не он плеснул на графа, а нечистый.
> всё текло по улицам и переулкам (....)а воду брали в основном из колодцев, естественно, для питья и приготовления пищи.
Заметьте - в итоге это была одна и таже вода.
Поэтому так и получалось, что вода оказывалась средой переноса всякой жути.
Кроме того, и это важно - в природе бывали периоды многолетнего падения давления. Поэтому кипячение воду не обеззараживало. Отсюда возникло недоверие к горячей воде.
И опять скажем спасибо инквизиции - человек не мог уеденится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве. К воде церковь относилась трепетно, и такие обвинения грозили костром.
А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными по причине нахождения голых людей в одном помещении.
Fakir> Кстати, тезис о дефиците топлива в Европе вызывает некоторые сомнения. Очень странно, что при нехватке топлива европейцы
У В.Гюго есть совершенно замечательно описание европейских замков и каминов. Которые топили целыми дубами, причём круглый год, и в залах стояла невыносимая жара.
Эта традиция возникла как попытка хоть как то обеззараживать помещения.
Ессно леса попали под защиту пользователей. Простой народ не имел права рубить леса для собственнных нужд. Как правило при поимке порубщика вешали тут же.
На Руси таких проблем не было. Т.к. воздух в прилесных районах содержит природные анибиотики.
Кстати, нельзя сказать что европейцы совсем ничего про антб. не знали. Например запас воды на кораблях состоял из болотной воды. Которая так же содержит антибиотики. Но видимо в питьё годилась вода не из каждого болота, и некоторые моряки брали в портах дешёвую речную воду. Разнося заразу дальше по свету.
По поводу помыться в реке - тоже не просто. Во первых НИЗЗЯ! Горожане увидят - утопят тут же, только по подозрению в попытке загадить реку.
Или местного Торквемаду позовут( тот может быть и не утопит).
В общем - публичное купанье и мытьё исключается соображениями частью зравого смысла, частью церковью. Поэтому две трети населения не умели плавать.
Fakir> Впервые слышу, чтобы в Западной Европе в раннем Средневековье процветал культ античности, причём с термами.
На аппенинском п-ве вроде бы они были в каждом замке. Вероятно в Испании, но там засилье мавров так что неудивительно. Сказать честно этот вопрос я не проверял, принял как аксиому. Слышал это кажись по дискавери.
Правда фильм был о совершенно другом. Но труд крестьян -дровосеков был упомянут. Наравне с физическими упражнениями господ.
Но вот кажется Карл великий похерил эти идеи, сказав "неча тут гирями маяться, если сил много иди мечом помаши"
> Откуда там термам взяться, и почему нет никаких археологических следов?!
Смеятся будет - деревянные они были. Просто они строились не в городах, а в пригородах или дальше. И служили местами отдыха. Типа как нам дачи. Только они назывались кажется "Мызами".
Fakir> Еще интереснее! А откуда такая версия?
Из беглого просмотра списков среднивековых книг, и предположения что в раннем Срв-е тоже умели писать.
А то - Птолемей-Пифагор (где то Авицена) и прч греки, и сразу труды по богословию. И мелкими вкраплениями - песнь о Роланде.
Fakir> в те времена оспой переболел чуть не каждый второй.
Да всего у них там хватало. От оспы до проказы.
Fakir> Так вроде считалось, что они имитировали пикантные родинки...
Нет, красивое лицо - чистое лицо. Без всяких наростов. Для этого и штукатурка в три слоя. А скрывать придётся то что выпирает.
"-Ах любезная Манон, какой отменный прыщ на вашей губе!!
-Ах что вы сударыня, это же просто родинка.
- А что ж мы её вчера не видели?
-Да на себя посмотри, корова!!"
![;) ;)](http://s.wrk.ru/s/wink.gif)
Этикет знаете ли!
Fakir> Есть версия, что дело было просто в том, что европейская пища доколумбовой эпохи была крайне пресной - Европа ведь тогда и овощей никаких не знала, кроме нескольких сортов капусты...
Она не вполне верная. Были бобовые, репа и что то ещё (надо бы Рабле полистать, он подробно писал)
Наоборот, например Генрих8й признан кулинарным революционером, из за того что привил своему двору любовь к обильным мясным блюдам.
До него конечно мясо ели все, но не в качестве главного блюда.
В качестве приправ всегда (с римских времён) использовали разные уксусы и (блюэээээ!) недопереваренные остатки животной пищи вместе с потрохами.
Ещё раз БЛЮЭЭЭ!
RUS_7777> но думаю, что она не верна, у них климат несколько помягче, чем у нас, и воды хватает
Например в даже в наше время, в апреле вода в Тибре - 12 град.