Не моё, описывает непосредственный участник событий ст. л-т Дырёв. Без слёз читать невозможно. Выдавит, почти наверняка, слезу из КАVа и всех служивших в ЮГВ. Очень много букв!!! Внимание, прочтение данного произведения может напрочь заставить забить на работу!!! Итак, помолясь:
ХАЙМАШКЕР
Начнём с примечаний и пояснений:
ВА – воздушная армия.
ВАИ – военная автомобильная инспекция.
ВРИО – временно исполняющий обязанности.
Гусматик – жидкая резина наполняющая особо прочные колёса.
ДТП – дорожно-транспортное происшествие.
иап – истребительный авиационный полк.
Коаксиал – кабель для передачи высокочастотных сигналов.
КП – командный пункт.
КПМ – конечный пункт маршрута.
МТО – материально-техническое обеспечение.
«Мёртвая» зона – круг радиусом 20 км в котором локатор не видит цели.
Облёт – проверка зоны видимости РЛС на разных высотах.
ОКП – оборудование командных пунктов.
ПМ – пистолет Макарова.
Подпол – подполковник.
ППК – приёмо-передающая кабина.
Р-105 – коротковолновая носимая радиостанция времён далёких.
РЛГ – радиолокационная группа.
РЛП с ПН – радиолокационный пост с пунктом наведения.
РЛС – радиолокационная станция.
РТО – радиотехническое обеспечение.
С2Н5ОН – спирт.
Светодивизион – войсковая часть, предшественник батальона.
Старлейт – старший лейтенант.
Сухпаёк, сухпай – сухой паёк, норма суточного питания.
Такелажка – прицеп для перевозки сложенной антенной системы.
ТВД – театр военных действий.
ТТД – тактико-технические данные.
уасу – узел автоматизированных систем управления.
ЦБП – центр боевой подготовки.
ЦБУ – центр боевого управления.
ЭСУ – электросиловые устройства.
ЮГВ – Южная группа войск
Висантлапоть-кунсентмиклош-яношкадар-хаймашкер.
Эту поэтическую строку на угро-финском
наречии гарнизонная молва приписывала
начальнику физической подготовки
14 гвардейского иап,
гвардии капитану,
одесситу,
Жене Прокопчуку.
…
Каждый офицер, в годы оные проходивший службу в составе Южной группы войск хотя бы раз да слышал, а кому повезло, то и неоднократно видел гордость венгерского народа, «мадьярский Байкал» – озеро Балатон. На благословенных берегах этого, прямо скажем, не кристально чистого водоёма, в некотором удалении от курортного рая и его столицы – города Веспрема, когда-то размещались центр боевой подготовки ЮГВ и его кузница высококлассных военных кадров - полигон Хаймашкер. Именно на этом оперативно – тактическом фоне и разыгрались описываемые мною ниже трагикомические события из жизни одного из воинских гарнизонов.
…
Шла последняя неделя лета 1974 года. Ничто не предвещало треволнений в жизни затерявшегося в центральном захолустье Венгрии гарнизона Кишкунлацхаза. Начальник связи и РТО полётов элитного истребительного авиационного полка майор А.П. Втун сидел за столом служебного кабинета и невидящим взором пронзал полученное из верхнего штаба распоряжение по связи. Последнее предписывало выделить из состава частей связи и РТО гарнизона одну радиолокационную станцию П-35, экипажу которой ставилась задача привести её в походное положение, совершить марш в район полигона Хаймашкер, развернуться на указанной позиции (гора Юта) и к 8.00 3 сентября находиться в готовности к контролю воздушного пространства.
Как все советские люди, Александр Петрович безоговорочно ставил общественное выше личного и, несомненно, немедленно бросился бы выполнять поставленную обществом задачу, но уж слишком рельефно в этот чудный августовский вечер выпячивалось наружу личное. Оно острыми кошачьими коготками скребло сердце и не давало успокоения душе. Пуще прочего беспокоило состояние здоровья, подорванного перенесённым в лейтенантские годы тяжёлым недугом. Печальными последствиями болезни явились клочковатая растительность на голове, да прогрессирующая глухота на оба уха.
Первую незадачу удавалось компенсировать путём не совсем модного в ту пору бритья скальпа «под ноль» и постоянным ношением на нём форменного головного убора. Это позволяло минимизировать внимание окружающих к не совсем обычному виду далеко не старого старшего офицера и ограничивать это внимание почти безобидной кличкой «Фантомас».
Глухота оказалась барышней куда более настырной и приносила значительно больше как физических, так и моральных страданий. Независимо от воли хозяина она, как ни странно, носила избирательный характер. Уши достаточно хорошо слышали всё, что ассоциировалось со словом «На» и были совершенно бесчувственны к слову «Дай». Это странное свойство разнослышимости по прямой аналогии распространялось и на взаимоотношения с сослуживцами. Майор вполне сносно слышал руководящее звено полка и значительно хуже – равных и младших по званию (должности) независимо от их принадлежности к той или иной воинской части гарнизона и вероисповедания. Особые затруднения со слуховым аппаратом возникали в критические минуты управления повседневной деятельностью воинских коллективов. Зачастую, при возникновении острой необходимости рвануть на груди китель и крикнуть: «Делай как я!», - уши не слушались и не слышали, вследствие чего майор не мог сообразить, что, собственно говоря, делать-то и, посему, молчал! Вышеописанный акустический феномен родил в частях связи и РТО гарнизона обидное для главного связиста мнение о том, что он, прикрываясь глухотой, просто сваливает с себя бремя ответственности за принятие решения, т.е. работает «самосвалом». Квинтэссенция обиды крылась в том, что такого мнения придерживались не только эти юные недоноски – старлейты из уасу и светодивизиона, но и серьёзные товарищи из руководства. И, если от первых нечего было опасаться кроме украдкой и в сердцах почти ласково брошенной за спиной фразы «Глухая балда», которую А.П. летёхам благодушно прощал, как неизбежное следствие их жеребячьего возраста и присущего ему отсутствия чувства сострадания ближнему, то вторые были способны и на радикальные оргвыводы!
Пытаясь бороться с бедой, А.П. в недавнем прошлом решился на кардинальную и одновременно отчаянную меру - хирургическое вмешательство, и благополучно прошёл лечение на одно ухо в центральном госпитале Киевского военного округа. В результате операции он обрел счастье слышать, как ревёт вода в канализационных трубах и ласкает молодую жену лётчик – снайпер из соседнего подъезда. Такой неоднозначный результат А.П. совершенно не радовал, постоянно раздражал и мешал отдыхать перед и после полётов. Сомнительность обретённого счастья и призрачность победы над разнослышимостью именно сейчас навевали невесёлые мысли о целесообразности операции на очередном ухе.
Шёл третий час мучительных раздумий. Тяжёлые предчувствия в клочки рвали черепную коробку майора, душа томилась в груди, сердце скулило как малолетняя побирушка в электричке…А так хотелось светлого и радостного… Внезапно в голову забрела странная мысль о том, что уже который месяц он не приходил домой рано. От её нелепости и несовместимости с высоким званием советского офицера на мгновенье стало нестерпимо стыдно. Хотя, с другой стороны, часы показывали, что служебное время давно истекло, и нет преграды, препятствующей реализации прекрасного душевного порыва. От предвкушения радостной встречи с любимой семьёй майор счастливо улыбнулся, весело через зеркало погрозил пальцем глухоте, показывающей язык из правого уха, закрыл на ключ дверь кабинета и, пиная левой ногой отдыхающие на асфальте камешки, подталкиваемый Гименеем полетел домой…
Судьба-злодейка редкозубо скалилась ему в след. Несчастный! В предвкушении счастья он совершенно забыл о БОЕВОМ ДОКУМЕНТЕ!
…
В понедельник 2-го сентября 1974 года, после общего построения полка безмятежный и благоухающий дешёвым одеколоном А.П., весело насвистывая песни советской эстрады, зашёл в служебный кабинет и, совсем было, собрался отдохнуть от воскресного отдыха. Взгляд его, игриво перескакивая с одного на другое, искал предмет, достойный применения в свободный часик, остававшийся до постановки задач на полёты, а именно – нарды, называемые в авиационном простонародье шарлышками. Вместо вожделенной игрушки на рабочем столе неожиданно объявилась бумажка, чьё содержание майор мгновенно вспомнил и которую, цепенея от ужаса, узнал. Со столешницы немым укором в халатном отношении к служебным обязанностям, граничащим с должностным преступлением, на него смотрело не отправленное исполнителю РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО СВЯЗИ. Холодный липкий пот покрыл чело и застил глаза. Инстинкт самосохранения взревел на форсажном режиме. В висках застучали две взаимодополняющие спасительные мысли: «Как исполнить?» и «На кого свалить?». Первая из них угасала по мере того, как внутренний голос, отрезвляя и отнимая последнюю надежду, шепнул, что расчёты на уровне подкорки, работающей в режиме мозгового штурма, констатируют полную теоретическую невозможность выполнения поставленной задачи вследствие отсутствия потребного времени. И в этом непотребстве виноват он и только он - начальник связи и РТО полётов элитного истребительного авиационного полка майор А.П. Втун! Мир рушился! А с ним и военная карьера!
Ответа на вопрос «Как исполнить?» не было…Оставалось найти на кого свалить.
…
Временно исполняющий обязанности убывшего в очередной отпуск начальника 491 узла автоматизированных систем управления майора В.М. Дичева капитан Ю.Е Тузенко встретил рассвет того же дня в казарме, в состоянии неустойчивого душевного равновесия. В последнее время в силу ряда как объективных, так и субъективных причин ему было неуютно в семье. По образному выражению супруги он бежал из дома «как - будто там пахло дерьмом».
Многие происходившие с капитаном и связанные с его именем события были по своей сути отвратительны и не вписывались в гармоничную картину временного пребывания ограниченного контингента частей Советской армии за священными рубежами нашей великой Родины – Союза Советских Социалистических Республик. Они не могли быть терпимы ни семьёй, ни командованием, ни, конечно же, им лично. Жгущим душу огнём горел костёр воспоминаний о закрытом партийном собрании по рассмотрению персонального дела коммуниста Ю.Е. Тузенко, где, как старшие, так и младшие товарищи по партии подвергли его суровой, но заслуженной критике за неумеренную, граничащую с непреодолимой тягу к алкоголю. В процессе прений однопартийцы капитана всей душой стремились, но так и не смогли понять, как можно совмещать повседневное бытовое пьянство с несением службы на передовых рубежах и заочным обучением в высшем учебном заведении. На товарищеский вопрос в лоб о причинах его аморального поведения Ю.Е. неуместно и совершенно необдуманно увязал последние с отсутствием реальных перспектив своего личного карьерного роста. Заявление подобного характера вызвало бурю негодования среди не- и слабопьющих членов КПСС, указавших в пламенных выступлениях на тот не характерный для советской армейской действительности факт, что коммунист Тузенко в нарушение этических, моральных и юридических норм не по чину носит погоны капитана, занимая при этом всего лишь старлейтскую должность помощника начальника уасу по МТО.
На волне всенародного и праведного гнева заместитель начальника узла по политической части капитан-коммунист В.И. Ченко незамедлительно предложил высокому собранию проект решения в следующем формате: «Идя навстречу личной просьбе т. Тузенко об обеспечении ему карьерного роста и в целях дальнейшего и неуклонного искоренения пьянства и алкоголизма среди личного состава части, ходатайствовать перед командованием ЮГВ о снижении капитана Тузенко Ю.Е. в воинском звании до старшего лейтенанта.» Собрание оказалось не столь высокими и понятливым, как представлялось замполиту, но все же чуточку умнее его, и данную формулировку отклонило. Следуя логике ответа на риторический вопрос: «А вдруг следующим буду я?», товарищи по партии вынесли коммунисту Тузенко Ю.Е. другое, более соответствующее основополагающим принципам демократического централизма взыскание – замечание. Доверие товарищей отчасти стабилизировало состояние дел на питейном фронте, но кардинальных изменений не вызвало, т.к. не могло искоренить первопричин происходящего.
А причин для душевного надрыва было не меньше, чем поводов. Во-первых, не совсем умная, а скорее – совсем не умная жена Алла после рождения второго ребёнка словно взбесилась и требовала от мужа, с его точки зрения, невозможного. Не мытьем, так катаньем она добивалась, чтобы он, во-первых - бросил ежедневно выпивать, во-вторых - больше времени и внимания уделял ей и детям, и, наконец, в-третьих – всю валюту, которая по её мнению пропивалась, приносил домой. По первым двум пунктам программы - минимум Ю.Е. голосовал всей душой «за». Но жена с дьявольским упорством не хотела признавать свою неправоту в пункте третьем, финансовом. В её затуманенном сознании не укладывалась Кишкунская аксиома – в гарнизоне мужики валюту не пропивают. Здесь пьют только технический спирт; в зависимости от занимаемой должности – слитый с самолетов или не залитый в них.
Поскольку консенсус по предложенной супругой программе нормализации семейных отношений найден не был, на очередном разборе «полётов» в ход шли укоры в служебной и мужской несостоятельности. При этом отмечалось, что другие мужья, даже не имея почти законченного высшего образования, в его возрасте уже получили как минимум майорские погоны и высокие должности, а их семьи не перебиваются с пайка на привезённое из Союза. Степень оскорбительности приводимых женой аргументов и продолжительность их предъявления напрямую зависели от способности мужа осознавать своё положение в пространстве и времени.
Низкий рейтинг, определённый самым родным для него человеком был настолько обиден, что подвигал капитана на рецидивы злоупотребления спиртным. Скандалы на почве тихого пьянства отца и мужа изматывали семью и, зачастую, заканчивались физическими оскорблениями со стороны жены, которая не стесняла себя в выборе предметов педагогического воздействия. Следы воспитания систематически, как на витрине выставлялись на открытых для обзора сослуживцев и членов их семей участках тела мужа. Каждый, от рядового до генерала, мог наблюдать палитру деградации капитана. Ю.Е., как истый военный интеллигент глубоко переживал своё падение, но ответить мог только виноватой улыбкой и кротостью. Семейную драму, как на театральных подмостках с живым интересом наблюдала вся гарнизонная общественность, включая любопытных зануд - активисток из женсовета.
…
Именно эти обстоятельства, а также насущная потребность немедленно поправить пошатнувшееся за воскресный день здоровье и привели капитана Тузенко в казарму в столь ранний неурочный час. Официальная легенда информационного прикрытия мотивировала его прибытие необходимостью планового присутствия начальника на подъёме личного состава части.
Завершив контроль за освящённой Уставом внутренней службы процедурой утреннего подъёма и приняв доклад дежурного по части, ВРИО начальника приступил ко второй, неофициальной части своего визита. В укромном уголочке с соблюдением всесоюзных санитарных норм и правил пожарной безопасности хранился запас спирта – ректификата, предназначенного для технического обслуживания средств связи, РТО и АСУ. Сим разливанным морем Ю.Е. заведовал по своей основной должности. В обязанности помощника начальника по МТО входило каждодневное обеспечение полного цикла взаимоотношений воинов – связистов со спиртом, от его получения до списания. По-видимому, именно эта каждодневность и привела к отмеченной выше духовной близости между капитаном и C2H5OH, близости, имеющей явную тенденцию к перерастанию в физическую. Ю.Е. регулярно совершал неофициальные дружественные визиты к месту пребывания этого наиболее чистого в нашем Мире представителя зелёного змия, но стремился осуществлять их по мере возможности инкогнито.
Отослав дежурного по части исполнять обязанности по службе, ВРИО начальника накатил в солдатскую кружку одному ему известную норму, поколдовал над ней с бутылочкой «Трауби-соды» и с отвращением выпил. Отрезал дольку первосортного мадьярского «Джанатана» и, предотвратив откат, дослал ею огненную воду вглубь страждущего желудка. Донельзя в тему вспомнился анекдот про ротного, у которого с утра «в роте было плохо», а потом «стало лучше». Кто-то посторонний хихикнул в пищеводе. Стало «становиться лучше» не только в роте. Остаточные явления синдрома похмелья панически быстро покидали тренированный организм. С военно-теоретической точки зрения они походили на дезертиров, бегущих с поля боя в тыл.
Стремительно светлело в голове. Просветление совершенно не ко времени вызвало желание отведать чего-нибудь вкусненького, а вкусненькое у Ю.Е., к сожалению, могло ассоциироваться только с родным домом и ещё более родной женой. От этой ассоциации почему-то стало не по себе. Воскресло в памяти видение того, как накануне вечером, на территории собственной квартиры, более чем прохладно встретили его - главу семьи, вернувшегося с военной службы и сильно уставшего от её тягот и лишений. Перед мысленным взором предстали вчерашнее лицо орущей жены с выпученными глазами и сегодняшние, её же, белеющие в постельной мгле безмолвные ягодицы, являвшиеся немыми и укоризненными свидетелями не только душевного и физического разлада в доме, но и того, что вечер вчера всё же удался. Вариант завтрака в кругу близких отпал по причине полной бесперспективности. Альтернативой вкусненькому впереди маячило только одно – снятие пробы в солдатской столовой.
Ю.Е. надел китель, вышел на улицу и распорядился строить братцев-солдатиков для следования на завтрак. Старшина узла старший прапорщик И.И. Инченко, по кличке «Спица», пребывающий в фаворе у настоящего начальника и зачастую разделяющий с ним мероприятия по проведению личного досуга, подчёркнуто не спеша, построил личный состав и, по мнению капитана, без соответствующей его (ВРИО начальника) статусу почтительности доложил о готовности к убытию. Скрыв за официозом снисходительной улыбки желание немедленной сатисфакции, Ю.Е. разрешил начать движение, а сам прогулочным шагом напрямик направился к зданию столовой. Он уже почувствовал предваряющее приём пищи обильное слюноотделение и уловил лёгкое дуновение ветерка, принёсшего дразнящий запах свежесваренной солдатской каши. Но…
…
Звонок, догнавший ВРИО начальника уасу на траверсе входа в казарму, показался ему подозрительно длинным. Дневальный, подняв трубку, словно раненый в филейную часть зверь метнулся вдогонку за капитаном и, настигнув, попросил разрешения доложить о том, что его немедленно требует к телефону начальник связи полка майор Втун. Предчувствие срыва завтрака подвигло Ю.Е. на весьма образную тираду из которой опешивший воин узнал значительно больше, чем за долгие и чудесные школьные годы, а именно: куда пошёл бы этот майор, кем бы он тут командовал, каким женским органом и с какими качественными характеристиками является. Причём, в характеристиках капитан был не мягче своих подчинённых старлейтов. Облегчив таким образом душу и приглушив разыгравшийся аппетит, Ю.Е. Тузенко подошел к телефону.
На противоположном конце линии начальник связи и РТО авиаполка, нарочито строгим тоном попытался с налёту взять быка за рога и потребовал от высокого должностного лица уасу его немедленного прибытия в штаб полка для получения боевого документа, требующего срочного исполнения. Такая постановка вопроса показалась Ю.Е. исключительно оскорбительной. Нанесённое оскорбление взывало к беспощадной вендетте. Но, не смотря на душившую его ярость, капитан по возможности корректно указал оппоненту на отсутствие прямой подчинённости между должностными лицами войсковых частей, которые они представляют. С максимальной сдержанностью и тактом он констатировал, что доставка корреспонденции, в том числе и боевой документации, не входит в обязанности хоть и временного, но начальника, хоть и маленькой, но отдельной части. Пуще того, внедрённый натощак напиток и почти высшее образование, вкупе с недостаточной калорийностью закуски, инициировали исключительно жёсткие требования к майору Втуну немедленно, по телефону выдать основные временные и пространственные показатели предстоящих боевых действий, а также частную, желательно ближайшую и дальнейшую, задачу вверенной Ю.Е. отдельной воинской части с целью обеспечения её нештатному штабу, как основному органу управления, работы методом параллельного планирования.
Продемонстрированный противником высший пилотаж оперативного искусства наповал сразил и без того деморализованного допущенной личной халатностью начальника связи авиаполка. Он, слегка заикаясь, зачитал распоряжение и без дальнейшей словесной пикировки мелкой рысью затрусил в кабинет ненавистного товарища по оружию, чтобы там под роспись и желательно без указания даты сдать документ, обжигавший руки и грозивший катастрофическими последствиями его держателю.
Невзирая на лёгкую контузию, полученную от услышанного, капитан Тузенко достаточно быстро понял, что завтрака не будет. Будет кино. И, вполне возможно – не одна серия. К своему глубокому удовлетворению он зафиксировал, что натренированный годами военной службы и вовремя опохмелённый организм, получив от центральной нервной системы руководство к действию, без пререканий и лишних стонов строевым шагом врубился в режим интенсивной интеллектуальной деятельности. Опыт прожитых лет и инстинкт самосохранения подсказывали, что до прибытия визитёра, имеющего прямой доступ к уху высокого руководства необходимо успеть: а) замаскировать запах изо рта и б) подготовить почву для отпора возможному натиску.
Вновь, незваная, который раз за утро, теперь уже совсем не вовремя и не к месту, мешая сосредоточиться, замельтешила в башке классика: «Как дела в роте?». Тьфу-ты, ну-ты, какая гнусь! Сгинь нечистая сила! Быст-ро! «По разделениии-ям! Делааай - раз!» - засунут в рот огрызок мускатного ореха. «Делааай - два!» - продуман вариант встречного сражения. «Делааай – три!» – объявлена полная боевая готовность. «Для встречи сверху - на кра-а-а-ул!
…
Количество штанов, протёртых на скамьях авиационных пунктов управления давало основание майору Втуну считать себя матёрым штабным волчищем. Несмотря на близкое к стрессу состояние, вызванное досадным ляпом с распоряжением, он с одного, искоса брошенного с порога взгляда понял, что принимающая сторона к его приходу подготовилась на все сто. При взаимопожимании рук и совмещённом с ним принюхивании нос А.П. не услышал из уст капитана ожидаемого с тайной надеждой выхлопа перегара потребной для обвинения в употреблении спиртных напитков в служебное время концентрации. Напротив, дыхание капитана было отменно свежо, глаза светились природным умом, а лёгкий румянец на щеках свидетельствовал о прекрасном самочувствии и готовности немедленно сделать былью любую из сказок, на которую укажут перстом.
Унылый вздох майора поставил крест на его лопнувшей мыльным пузырем надежде «ссамосвалить» грешок личной безответственности на пьянство чужого начальника. Реализация основополагающих заповедей курятника переносилась, как начало полетов по погоде, на неопределённое время. Клюнуть ближнего не удалось, а нагадить на нижнего, не упав с насеста, для А.П. при его поврежденном болезнью вестибулярном аппарате всегда было проблемой. Судьба в очередной раз повернулась к нему тылом. Альтернативы тому, чтобы без лишней афиши и помпы вручить адресату жгущий руки документ и сдаться на милость победителя не было.
Победитель же, к удивленью гонца не спешил выказывать бурную радость триумфатора. По мере осознания сути изучаемого распоряжения он всё больше уверялся в том, что заказанное вместо завтрака кино будет фильмом ужасов…
При непосредственном рассмотрении выяснялось, что по чьей-то халатности документ все выходные пролежал под сукном. Что его задержка на тот же срок сократила боевому расчёту РЛС время, выделенное на выполнение поставленной задачи. Что времени этого осталось менее суток. Что полному боевому расчёту, подготовленному на оценку «отлично» для свёртывания станции требуется восемь часов. Плюс двухсоткилометровый марш и развёртывание. Минус отсутствие штатного экипажа и опыта…По совокупности все эти «что», плюсы и минусы никак не позволяли втиснуть предстоящее действо в установленные временные рамки. И главные «минус» и «что» состояли в нулевой вероятности поступления команды «Отставить!».
Смирившись с неотвратимостью судьбы и облегчив душу аутотренинговым сеансом экспрессивной лексики, отец-начальник ввел себя в алгоритм принятия оптимального решения и приступил к уяснению поставленной задачи и оценке обстановки. В результате краткой, но плодотворной, совместной с начальником связи, работы объектом заклания был определён нештатный расчет РЛС П-35 из состава группы радиолокационных станций старшего лейтенанта Дырёва Г.А. С этой радостной вестью капитан Тузенко и прибыл на утренний развод части.
…
Отдохнувший за выходной день, сытый и оттого слегка расслабленный в одном колене личный состав появление на левом фланге начальника части встретил до обидного обыденно. Команды для встречи слева и доклад заместителя по политчасти выслушал внимательно, но без поедания руководства глазами, после чего внутренне приготовился к длительной и нудной постановке задачи на предстоящую неделю и разводу по объектам работ.
Однако, к удивлению асушников начальник, зачитав приказ о назначении состава смены на боевое дежурство, проинструктировав её и отправив на позицию, не пустил процесс дальнейшего распределения воинов-связистов по работам на всегдашний самотёк. Вопреки исторически сложившейся практике он не покинул плац, отдав подчиненных во власть начальников групп и к ним примкнувшего командира взвода связи, а напротив, потребовал дополнительного внимания.
Ошарашенный предвкушением чего-то загадочного и, вероятно, могущего внести элементы разнообразия в окрашенную в блеклые цвета повседневности жизнь воинского коллектива, этот самый коллектив, сомкнув ряды приготовился внимать. Услышанное распоряжение начальника узла вызвало раздвоение мыслей и смятение чувств.
Изустно стало известно, что немедленно, не теряя ни секунды, усиленному нештатному расчёту сверхштатной РЛС П-35 во главе со старшим лейтенантом Дырёвым надлежит убыть на точку и приступить к свёртыванию станции с последующим приведением её в походное положение. Вследствие малоопытности вышеупомянутого старлейта в вождении войск по заграничным автострадам начальнику группы ОКП капитану Бухову Н.П. предписывалось разделить с ним радость высокого доверия руководства. Капитан назначался начальником формируемой автоколонны. Остальной личный состав отмобилизовывался на всестороннюю помощь счастливчикам.
…
Вид муравейника, встревоженного воткнутой в него рукой хулигана палкой далеко не в полной мере мог бы охарактеризовать состояние обоезадаченного 491-го уасу. Чтобы более полно и ясно представить себе картину воцарившейся вакханалии непосвящённому, как минимум, потребовалось бы получить представление о структуре этой оригинальной во всех отношениях части, а также о пред- и непосредственно самой истории автоматизации процесса управления летательными аппаратами в истребительной авиации. Отказавшись от претензий на фундаментальность исследований и специфической терминологии всё же необходимо отметить вехами основные моменты зарождения, становления и развития частей связи в наименование которых входили маленькие буковки: асу(ау).
В начале длительного и героического пути к ним прибавили всего одну «у» и получился пресловутый узел. Почему именно узел не знал ни кто. В его состав входили РЛГ, РЛС, группа ОКП, группа РЛП с ПН и взвод связи. Народу при этом организме было не густо – не более 80-ти душ, из них около 20-ти – офицеры.
Военные острословы местного разлива, являясь активными штыками штатного расписания этой, с позволенья сказать воинской части, со значительной долей самоиронии шутили, что кто-то, когда-то, где-то, сдуру завязал этот «узел» и теперь ни кто не знает, как его развязать. Трудно придумать что-либо более уродливое, чем воинская часть без штаба, т.е. без мозга, которым общепризнанно является штаб, а именно этим уасу отличался от всех известных автору вооружённых формирований Красной Армии. Самыми ходовыми словами служебного обихода здесь были «нештатный» и «сверхштатный». Сверхштатной была куча техники, зачастую вдвое и более превышающая количество штатной, которую нужно лелеять, несмотря на отсутствие обслуги. А нештатным было всё, в том числе: а) разнообразные обязанности, касающиеся обеспечения повседневной жизнедеятельности части, б) сборные экипажи для выполнения задач на помянутой сверхштатной технике, и, наконец, в) (о, венец военной мысли 20-го века и военного идиотизма!) – жизненно необходимый, но отсутствующий в штатном расписании штаб.
Ещё одной характерной особенностью узла, являлось то, что наименования должностей всего офицерского состава начинались со слова «начальник», и лишь взвод радиосвязи возглавлял командир, который несказанно этим гордился и при каждом удобном случае подчёркивал свою единственность.
Служить в узле считалось занятием утомительным, безденежным и малоперспективным. Боевое дежурство, обеспечение полетов и несение внутренней службы не числом, а уменьем, вкупе с должностным окладом в 105-110 рублей и одним выходным днём в месяц перегружали личный состав морально и физически и приглушали рвущееся из горячих сердец чувство здорового советского патриотизма.
Острословы же со стороны, завершая карикатурность описанной картины, не могли отказать себе в удовольствии при встрече с уасушником с плохо скрытым ехидством и глубоким подтекстом задать ему ставший традиционным вопрос: «Паря! Ты откуда?», на что ожидался ответ: «С асу» со всем предполагаемым спектром последующих насмешек.
В дальнейшем, буковку «у» поменяли на «об» и узлы чудесным образом превратились в отдельные батальоны, которые, на недолгое правда время, стали предметом издёвок всего связистского народа за досадную промашку оргмоботдельцев, прозевавших созвучность сокращённого наименования части связи полному похабства действу – обасу. Дело, однако, быстро поправили, выбросив буковку «с». Получился обау.
Высшую иерархическую позицию в ряду борцов за автоматизацию управления по праву заняли отдельные полки, которые с учётом предыдущих ляпов назвали, слава Богу, не опасу, а опсау.
…
Но, это будет потом, а пока узел в полном составе, пешим порядком, с песнями и гиканьем выдвигался на позицию, где его ждала «зазноба» – РЛС П-35 странной модификации. От своих сестёр она отличалась меньшей мощностью агрегатов электропитания, что при сильных порывах ветра приводило к остановке вращения ППК с расположенной на ней антенной системой, да ещё тем, что упомянутые агрегаты вместо прицепов монтировались на шасси автомобилей ЗИЛ-157. Такие изменения, по замыслу заказчиков должны были существенно повысить мобильность РЛС. Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Почему-то считалось, что перемещать станцию придётся только в боевых условиях, а это, в свою очередь, подразумевало отсутствие какой-либо реальной ответственности за результаты механического взаимодействия с окружающей средой. Мол, война всё спишет! Исходя из такого необдуманного посыла, машину №8, предназначенную для подъёма грузов и в первую очередь для навески антенной системы, смонтировали на гусеничном ходу, на базе среднего артиллерийского тягача АТС-59. Это безусловно повышало проходимость отдельно стоящего на позиции тягача, но выводить автоколонну, включающую в свой состав вышеупомянутое гусеничное тягло на асфальт мадьярских дорог в мирное время не решался ни один идиот, даже военный. Выход был один – демонтировать подъемник с тягача и установить на один из свободных КрАЗов. Благо их было с избытком.
Учитывая, что РЛС П-35 считалась мобильной лишь номинально (некоторым членам экипажа - срочникам, да и многим прапорам, не приходилось участвовать в свёртывании-развёртывании в течение всей их армейской службы), то перемещать её приходилось крайне редко. Это, в свою очередь, приводило к тому, что техническим состоянием шасси самодельного подъемника – упомянутого КрАЗа, никто не интересовался и он до поры до времени ржавел на задворках автопарка. Когда же наступала эта злосчастная пора и приходило время сменить позицию, ничего не оставалось как с горечью констатировать, что из исправного в этой куче металлолома – только рулевое колесо. Поскольку альтернативных вариантов в выборе грузоподъемных механизмов не было, то, естественно, приходилось перед началом свёртывания локатора производить разминочные работы в виде восстановления работоспособности подъёмника и подвижности его автошасси.
Именно это реанимационное действо по прибытии на боевую позицию и возглавил лично ВРИО начальника узла капитан Ю.Е. Тузенко, осуществлявший общее руководство творимым безобразием. В состав консилиума, помимо него, были введены старлейт Дырёв и начальник ЭСУ прапорщик Борис Колов. В качестве советников, по русскому обычаю, присутствовали ещё до десятка разного ранга должностных лиц узла, дававших дельные рекомендации, основанные исключительно на личном опыте и услышанных за время службы анекдотах. Итогом работы высокой комиссии явился вывод о том, что покойника ещё не поздно реанимировать. Известие об этом было встречено одобрительным гулом парней с асу.
Реанимация началась с отсечения омертвевших тканей и установки донорских органов. На замену хвастающихся цветущим свинцовым нутром аккумуляторов и колёс с потрескавшейся от долголетнего простоя резиной потребовались минуты. С перекрытием всех существующих нормативов и голодным бульканьем сглотнул, не заметив того, дозу долгожданной солярки топливный бак. Огромным носом на бампере КрАЗа-214 выросла ржавая стрела подъёмника, именуемая среди своих «Гусем». Энтузиазм и рвение служивых не знали границ. Запах пота, солидарное сопение и постоянное упоминание чьей-то матери, по совокупности привели к логическому завершению процесса – переходу количества в новое качество. Настал момент запуска! Начальник ЭСУ прапорщик Боря Колов занял рабочее, а заодно и почётное место в деревянной кабине монстра кременчугского автомобилестроения, улыбнулся широкой и доброй русско-украинской улыбкой и нажал на кнопку стартёра. СВЕРШИЛОСЬ! Из облака сизого дыма, выплюнутого запустившимся движком, выехала многострадальная машина и, покашливая, поехала на позицию. О, воспетая в одах и повсеместно упоминаемая всуе советская военная техника, самая надёжная и неприхотливая. Только ты, не обслуженная и ржавая, систематически подвергавшаяся грубому техническому насилию со стороны отличников боевой и политической подготовки, а вкупе и недообученных советских воинов - первогодков срочной службы, в тяжелую годину отодвигала в сторону личные амбиции и со скрипом и лязгом, но с честью выполняла поставленные задачи.
Процесс свёртывания псевдомобильной РЛС опасен и труден, как сама военная служба. Кроме того, он продолжителен не только в реальном масштабе времени, но и при его описании. Экономя драгоценные минуты, не будем пристальным взглядом всматриваться в мелкие детали тяжёлой солдатской работы. Закроем глаза на уморительный для людей, знающих толк в радарах фрагмент, отражающий чаяния выпускника КВИВАУ, целого инженера-лейтенанта (редчайшего в те далёкие времена для уасу звания) Жени Пиченко, с автомобильным насосом в одной руке, другой пытающегося нащупать сосок для накачки камеры на диске заполненного жидкой резиной колеса. Не будем строги к сержанту Пчеленку, компенсирующему экспрессивной лексикой и гнилой верёвкой отсутствие на вверенном ему автомобиле утраченного неизвестно когда и кем штатного крепления аккумуляторной батареи. Не станем поминать лихом и бравого ефрейтора Тахмазяна для которого тот день и жизнь в целом могли закончиться под рухнувшим наземь из-за порыва растяжек и переломившимся пополам «Гусем». Будем снисходительны и не станем юродствовать над их нелёгкой военной судьбою – они делали всё, что могли. Покрепче зажмуримся – и широко откроем глаза ровно в 22.00 2.09.1974 года…
…
Да-а-а… Замес сегодня задался крутенький. Единственная радость за весь день – стартовичок на КП полка. Да домой сбегал на часик - отпустили переодеться в полёвку и пересчитать детей. Детей пока всего один – трёхлеток Серёга, со счёта не собьёшься. Успел перед расставанием пересчитать и жену. Одна, единственная... Стоим в строю, внемлем постановку задачи и инструктаж по технике безопасности. За спиной - колонна грозной боевой техники. Уже вкусивший елею помощник по МТО, он же ВРИО начальника узла гнусавит азбучные истины, наущающие военных, меня в том числе, лезть в токоведущие части оборудования не левой, а именно правой рукой – для продления мучений. Лучше бы он показал нам ту падлу, которая приказала пойти туда, не знаю куда и сделать то, не знаю что. Я битый час с венцом картографии ВНР в руках и пеной на губах пытался добиться от него самого малого – где находится та гора Юта, которая может стать для экипажа и меня лично Голгофой и которой, как ни странно, на карте нет? В ответ – помахивание перед моим носом распоряжением по связи и похожее на нервный тик кивание в сторону здесь присутствующего, за всё болеющего и ни за что не отвечающего начальника связи полка. А эта глухая балда почему-то боится позвонить в верхний штаб и убаюкивает нас с Коляном сказками о тёплой встрече в районе учений на полигоне Хаймашкер с авиационными представителями, которые непременно укажут нам, где упасть и даже наперёд постелют соломки. Ой не верю-ю-ю. На вопрос об осознании местным руководством заведомой бесперспективности нашего вояжа – ответ того же плана: замысел Верховного Главнокомандования до начальника связи не доводился, времени на решение задачи выписали столько, сколько сумели и смогли, а то, что будет трудно, так это ж армия – кому здесь легко. Мне, конечно, солидно полегчало, когда старшим колонны назначили не меня, а Коляна, хотя и догадываюсь, случись что – его широкая задница прикроет не мою, а командирскую грудь. Ведь именно для этого он, и не кто-либо другой промыслил использовать в качестве колонновожатого капитана Николая Петровича Бухова, самого опытного и авторитетного офицера уасу, в плюс ко всем своим достоинствам являющегося ещё и нештатным начальником штаба. Петрович поначалу поскулил, конечно, попенял на судьбу, но достаточно быстро привык к безысходности и помогал мне в подготовке колонны на все сто.
На пару нам легче было уболтать Тузенко поставить в колонну вместо двух «супермобильных» ЗиЛов с дохлыми агрегатами питания одну нормальную машину КрАЗ-255, имеющую на хвосте прицеп с современной электростанцией от кутюр. Этот 20-ти тонный монстр уже стоит во главе колонны в ожидании старта. За ним пристроился его сводный по отцу, заводу-изготовителю брат – КрАЗ-214. На нём поеду я, начальник РЛС старлейт Дырёв. Весь путь следования до конечного пункта маршрута подпихивать меня в спину и ниже будет 12-ти тонный прицеп по прозванию ППК, что в переводе на нормальный звучит так: приёмо-передающая кабина. Впритык к пресловутой ППК притулился самодельный заменитель штатного грузоподъемника, Краз-214 по кличке «Гусь», наша вечная скорбь и боль со стрелою на носу. Его баранку сегодня доверено крутить целому младшему сержанту Коле Пчеленку из Клинцов. Замыкает колонну мой боевой заместитель Борька Колов. Он прапорщик, начальник электросиловых устройств, родом из Ивановки, что под Одессой. Сам за рулем ЗиЛ-157, на шасси которого смонтирована индикаторная машина. Тянет прицеп с такелажем. Заодно имитирует техническое замыкание.
Инструктаж чрезвычайно похож на отпевание. Об отупевшие за день головы и гудящие от сапожной усталости ноги бьются огрызки чужих, не осознаваемых слов. Слова набатом колотят в черепок и крошат остатки мыслей. Надрыв действа нарастает по мере приближения момента прощания с покойными. Хочется выйти из строя, лечь рожей в грязь и уснуть. Апогей причитаний наступает по предоставлении слова главному святотатцу – замполиту узла. Из текста его заклинаний с чрезвычайным интересом узнаю о горячей любви ко мне со стороны далёкой Родины – матери и о насущной необходимости ответного чувства. Послать бы его на ухо, паскуду, чтобы не юродствовал. Не ему учить меня Родину любить. Он сейчас, убирая рабочее место, закроет рот и пойдет спать под бочок к тёплой и мягкой жене, а мне с Колей и необученными пацанами предстоит по чужим дорогам накрутить к утру на колеса 180 километров. Тем и отличается замполит, от командира. Командирский клич – делай, как я. А его – делай, как я сказал. Ему на всё наплевать. Его партийная принципиальность заканчивается значительно раньше, чем начинается личный интерес. Ведь знает сучара, что посылают нас разыграть авантюрную сценку по прикрытию чьего – то отверстия в нижней части спины в процессе которой можно запросто сломать шею, и не одну, и не в переносном, а в самом, что ни на есть прямом смысле, но молчит. Боится за репутацию части (читай «за свою шкуру»).
Слава Богу! Отпели. Сейчас предадут земле, укроют саваном и приклеят на лбы проходные документы. Скорее бы. Команду «Разойдись!» встретили почти с радостью. Перед стартом курнули, обсудили с Колей последние детали предстоящей баталии. Договорились остановить колонну для проверки тормозных колодок через десять километров пути.
С некоторым облегчением даю команду: «К машинам!». Через минуту кручу круги рукой: «Запускай!». Заревели моторы, головная машина дёрнулась и потащилась, матушка, вкупе с прицепом, а мы - цугом за ней. Водила на флагманском (то бишь моем) КрАЗе – парнишка хоть куда. Не из моей группы, здоровенный такой татарчёнок под метр восемьдесят. В локации прославился тем, что на спор слопал почти полный десятилитровый солдатский бачок каши, и не какой-нибудь, а самой нелюбимой – перловки. Идем спокойно в кильватерной колонне, скорость – сорок километров в час. Куда спешить? Всё равно уже опоздали. Впереди пылит Бух. В зеркало заднего вида наблюдаю «Гуся». Свет у него, мягко говоря, плохонький: то потухнет, то погаснет. Держим визуальную связь. Кстати, о связи.
Уасу – составная часть войск связи и РТО, но на самом деле к процессу общения между людьми посредством технических средств ни какого отношения не имеет. Взвод связи, входящий в его состав, радиостанциями, работающими в движении, не располагает. Его задача, стоя на позиции, обеспечить автоматизированное наведение истребителей и обмен данными между пунктами управления на земле. Внутри колонны, конечно, можно бы организовать переговоры, но аккумуляторов на допотопных Р-105 хватает на полчаса. Да и колонна – то всего 4 машины, нет смысла трепыхаться. Поэтому идем в режиме полного и вынужденного радиомолчания. Закон связи для локаторщика, движущегося в колонне - один: остановилась матчасть, идущая за тобой – стой сам. И так по цепочке – до головной машины.
Монотонно рокочет мотор, колёса наматывают первые километры, приходит успокоение, а с ним и расслабуха. Это страшно. Самое время прикемарить и улететь в кювет. Уж очень хочется спать. День начали в восемь, стартовали в двадцать два тридцать. Всё время на ногах. Терпи Генаха. В свои двадцать четыре ты уже большая шишка на ровном месте и за всё здесь в ответе. Ты для водилы и царь, и Бог, и воинский начальник. Он уснуть имеет право, а ты – нет. Взбодрись, да поглядывай за 19-ти летним мальчишкой, чтобы вовремя толкнуть его, засыпающего, в бок. Не то, очнётесь вместе с ним в госпитальной палате или, того хуже – в райских кущах. От чувства высокой ответственности почти прихожу в себя. Стараюсь побольше двигаться, активничать и травить анекдоты. Татарчёнок ржёт, показывая лошадиные зубы, и смешно щурит раскосые глаза. Впереди по курсу, как назьмо в проруби болтается прицеп. Сзади просматривается ближний свет «Гуся». Жив курилка. Ковыляет. Значит и Борька сидит у него на хвосте. Ночная идиллия. Пустая дорога. Мадьяры спят и не мешают нам воевать.
Помолясь, благополучно прошли железнодорожный переезд, обильно окропили слюной обочину дороги напротив привокзальной корчмы и, наконец, стали лагерем перед выездом на главную дорогу – маршрут №51, ведущий от Будапешта на юг Венгрии. Десять километров в конце концов проковыляли. Планово-предупредительно пощупали тормозные колодки – вроде не греются, размялись сами и взбодрили засыпающих воинов. С пониманием выслушали слёзный плач прапорщика Серёги Ездилова, старшего на «Гусе», на тему судьбы, даровавшей ему за неделю до свадьбы незапланированное свадебное путешествие без невесты. Для пользы дела слегка его отрихтовали за упаднические настроения и оказали посильную помощь в ремонте коротящей электропроводки. Рихтовка дала положительный результат, чего нельзя сказать о действенности технической помощи – свет продолжал бессистемно подмаргивать. По команде начальника колонны дружно и обильно оправились, нанеся при этом, как мне показалось, непоправимый ущерб флоре и, естественно, фауне братской народной республики. Облегчившись, пообщались с экипажем автомобиля ВАИ ЮГВ от которого наконец-то узнали суть действа исторического масштаба в котором нам довелось принимать посильное участие. Регулировщики охотно и на массово доступном языке пояснили, что начинаются, блин, крупные учения и колонны всех видов, блин, ВС и родов, блин, войск валом валят, блин, в сторону Хаймашкерского, блин, полигона. На душе стало чуть радостнее. Не только нам хреново, половина ЮГВ не спит.
Воодушевленные осознанием своей сопричастности к Великому почти бодро вскочили в кабины и, взревев моторами, покатили по автостраде к переправе через Дунай. До неё родимой предстояло покоптить соляркой ночное небо километров восемьдесят. Дорога ровная, колона небольшая, кочегарь – не хочу. Одно беспокоит – всё чаще и на дольше стал выключаться сзади «гусиный» свет. К полуночи проскочили километров семьдесят. Лепота, да и только. Однако, атас! На съезде с 51-го маршрута пришлось - таки тормознуть – загасла лучинка на старике-КрАЗе. Он встал, я встал, ведущий встал. Всё так, как учили. С Колькой прошлись к бедолагам – аварийщикам. Угробили на поиски света полчаса. Спасибо Борька Колов, как Данко в кромешной темноте вырвал из груди своего ЗиЛа сердце и осветил дорогу. Эх, Борюня! Лучше бы ты этого не делал. Спали бы мы до появления естественного освещения на обочине, и судьба – злодейка, вполне вероятно, минула бы нас стороной. Но, классика есть классика – история не знает сослагательного наклонения. И опять мы в седле, и опять, покряхтывая, летим навстречу неизвестности в направлении Дунафельдварских мостов.
Идём с набором высоты. Или наоборот, обочина вместе с окружающим ландшафтом опускается вниз. На подходе - Дунайское прибрежье. Заходим с пологого восточного берега. Дорога идет по дамбе. Что за ограничительными столбиками - одному чёрту известно. Такая там темень. Бух проехал мост через Дунаец, я – следом. Оглянулся – «Гусь» пыхтит сзади, метрах в пятидесяти - ста. Впереди, метров через пятьсот – гирлянды освещения главного южного моста через сам Дунай. Мост - длинный и узкий, авто- железнодорожный. За ним приветливо помигивает лампочками улица имени русского генерала, героя Великой Отечественной, без малого тридцать лет назад прошедшего этим же путём и с боем взявшего Дунафельдвар. Городок – середина нашего маршрута. Так сказать, апогей первого этапа сражения. Перед въездом на мост – затяжной лево–правый зигзаг. Водила крутит баранку. Двенадцать тонн на хвосте неласково напоминают об отсутствии на прицепе тормозов, вернее об их неисправности. Помним, не забыли. Коля заходит на мост, мы – за ним, как привязанные аккуратненько преодолеваем правый поворот. Из–за борта головного КрАЗа на встречной полосе появляется совсем не ожидаемая в час ночи мадьярская легковушка чешского производства – сплошь увешенная фарами «Шкода». На нашем траверсе врубает все свое оптическое безобразие на дальний. Татарин констатирует: «Падла». Эффект, как от электросварки – временная потеря зрения. Въехали на мост, сбросили скорость, крадёмся почти вслепую. Ждем, когда адаптируются зенки. На выезде с моста глянул в зеркало заднего вида. Что–то «Гусь» не просматривается. Наверное, ещё не виден за поворотом.
Вот и Дунафельдвар. Прошли мобильный пост ВАИ. Их ГАЗ-66 грустит на перекрёстке. «Гуся» всё не видно. Нужно остановиться, подождать. Моргнули Коле светом. Ведущий съехал на обочину и остановился. Зарулили ему в хвост. Постояли, покурили, ещё раз покурили. Освещённый мост с двухсот метров, да ещё с бугорка виден, как на ладони. На нём – тишина и безлюдье. В душу заползает неосознанная тревога. Решаем пойти к ВАИшникам, чтобы съездили на тот берег посмотреть какие дела у отставших. Прапору – инспектору сильно не хочется вылезать из-под тёплого брезента, но – служба…Поехал.
До сих пор в ушах стоит грохот движка их ГАЗона с пробитым глушителем, многократно усиленный ночной тишиной и отраженный водами старика – Дуная. Стоим, ждём. Спустя пять минут на мосту появляется автоколонна ракетчиков. Решаю махнуть рукой, остановить. Не терпится узнать, что там за мостом. На подходе к перекрёстку, не дожидаясь нашей отмашки, головная машина тормозит и из неё вылезает капитан: «Мужики! Это ваша колонна стоит за мостом? Давайте туда мухой. У вас КрАЗ ушёл в обрыв!» КрАЗ... Это значит «Гусь». Трое в кабине. Три потенциальных покойника. Нашего мужества и душевных сил ещё хватило на то, чтобы спросить: «Все живы?» «Не знаю, там темно. Желаю, чтоб все!», - и повел своих дальше. Сказать, что от сочувственных слов товарища по оружию все наличные на теле волосы встали дыбом – значит не сказать ничего. Наверное, преступник, выслушав суровый приговор не испытывает такого потрясения – ведь он готовится к неотвратимой каре ещё до совершения преступления. А что мы? Мы на мгновение умерли. Стоим молчком, глядя друг на друга, слепые. Разом, веригами навалилась физическая усталость. В душе – ничего, только пустота и безразличие. Лишь где-то далеко-далеко, на самом её донышке тлеет слабенькая надежда на счастливую звезду трёх пацанов, сидевших в улетевшей в пропасть машине и на Милость Божью. В последней инстанции. Из оцепенения выводит всё тот же рёв ГАЗоновского движка. По мосту на предельной скорости не едет, но воистину летит возвращающийся патруль ВАИ. Совершив перед нами разворот на одном колесе, инспектор выпрыгивает из кабины и бабьим голосом блажит: «Мужики! Быстро в кузов! Там – такое!» Какое такое не объясняет, нету времени, да и не знает он ничего, кроме того, что КрАЗ-214, «Гусь» наш ненаглядный вместе с экипажем, сбив восемь столбиков дорожного ограждения и одну ограничительную арку рухнул с дамбы. Всё.
Те пять-семь минут, что отделяли нас от места происшествия были самыми противоречивыми в моих отношениях со временем. «Время – вперёд!», - кричала во мне надежда, сгорая от нетерпения поскорей узнать, что всё обошлось и все живы. «Время стой!», - исходила криком отчаявшаяся душа, со страхом желающая отодвинуть миг, когда придётся увидеть изуродованные тела. Слишком призрачна надежда…
Перескочили Дунай. Скоро. Откуда-то издалека приходит осознание ужаса происходящего. Изнутри бьёт нервная дрожь. Приехали… С ходу выпрыгиваю на асфальт. Оглядываюсь. Темно, лишь Борькин ЗиЛ посвечивает жёлтыми глазами. До моста метров сто пятьдесят. Пчеленок проехал прямо левый поворот зигзага. Как? Почему?
Подбегаю к пролому в дорожном ограждении. Столбиков побили порядком. С надеждой всматриваюсь в придорожную тьму. Опять правы классики – не видно ни зги. Нутром чувствую, что улетели глубоко.
Оглядываюсь. На фоне света фар замечаю одинокую фигуру, сутуло бредущую нам навстречу от остатков колонны. Узнаю одного из седоков «Гуся», рядового Макаревича. Идёт сам. Слава тебе Господи – одного сохранил! Я – к нему: «Макаревич, минчанин ты мой дорогой! Где остальные? Живы?» В ответ только плач навзрыд и, почему-то не ко мне, а к Коле: «Товарищ капитан! Только в казарму не отправляйте!» Заклинило…
Пошли назад к обрыву. Слышим в темноте сопение людской массы, тащат что-то тяжёлое. Сердце упало до асфальта. Кого? Подтащили ближе, похоже на человека. Среди бурлаков узнаю одессита: «Борюнчик! Кого тащите?» В ответ - надрывное: «Алексеич! Спокуха, все живы, даже не поломаны, на своих ногах! А это - тараним механизм качания верхней антенны. Задачу – то выполнять надо!»
От этих слов ноги вдруг сделались ватными и наступила вторая за сутки расслабуха. Сбылось несбыточное, сбылось то, чего не могло быть, потому, что такого не бывает. Все трое отделались царапинами! Облегчение, которое я испытал после Борькиных слов сравнить было не с чем, мое состояние в это мгновение граничило с эйфорией. Я понял, что моя трагедия закончилась и начался круто замешанный на комедии фарс.
Колькин вопрос вывел меня из ступора: « Лексеич! Чё дальше?» А что дальше. Дальше жизнь! Дальше решение поставленной задачи.
Нам бы в ту ночь – хоть один простенький мобильничек. Без фото- и видеокамер, справочников, SMS, GPRS и прочих изысков. Просто выйти в эфир и сказать спящему руководству: «Командир, замполит, у нас беда. «Гусь» в обрыве. Чудом выжили трое. Ещё не известно, что с ними будет после шока. Выручайте!» Мечты, мечты…
А на деле…На деле, доставай Генка из тревожного чемодана фонарь. Где он? Что, фонарь? Нет – чемодан. На том берегу. Ёрш твою медь и т.д., и т.п. Кто-то одалживает свой. С Бухом потихоньку спускаемся в провал. Скользко. Угол забетонированного и поросшего мхом откоса, по ощущениям, – градусов сорок пять. Глубина – метров тридцать. По склону растут вековые деревья и кустарник. Тишина. Только что-то булькает. Наверное, - ручей. Да, нет. Не похоже. Посветили чуть вперед по ходу движения. В сторону булек. Лучики уперлись в автомобильное брюхо. Вот он - наш страдалец! Лежит на правом боку, остекление кабины вместе с крышей и деревянные надставки бортов утрачены, железные борта погнуты. Вокруг – россыпь запчастей. Тихо остывает и жалобно булькает вытекающей из бака соляркой. Не кури, ребята. Сгорим! Лежит бедолага посредине бездны, чудом удерживаемый деревом, принявшим на себя немалый вес «Гуся». Слава тебе, Господи! Не поставь ты здесь этот кряж – лететь бы еще да лететь.
Вверх по склону от автомобильной изнанки обозначилось шевеление. Пригляделись. Ба-а-а! Пчеленок собственной персоной! Среди кромешной тьмы по скользкому склону на четвереньках не ходит, нет – мечется грязное оборванное существо очень похожее на младшего сержанта. Ничего не видя вокруг, оно рычит странное: «У. У. У. Где мой автомат? У, блин, у, блин, у. Где, блин, автомат?» Зову тихонько: «Мыкола!». Не обращает внимания. До сих пор – в шоке. Против шока - шоковая терапия: «Стой, блин! Ты что тут делаешь?» Встал с четверенек, отвечает: «Автомат потерял». «А ну пошел на дорогу в строй, едрёна вошь!» Очнулся, полез наверх. Ещё раз слава тебе Господи – второй на ногах! Где же третий? Спускаемся ниже. Очко играет – как бы самих не привалило. Ниже КрАЗа – пятно, тёмное на тёмном. Вроде человек сидит на земле. Не плачет, не шевелится - только сопит сосредоточенно. Сверкнули в два луча – Серёга. Ездилов. Сидит как-то странно. Вверх по склону – дерево на которое КрАЗ опёрся, внизу – другое, а он посередине. Рядом с нижним – два разбитых аккумулятора килограммов по 35-40 и верёвка, которой Пчеленок их к посадочному месту привязывал. Как долетели от машины до дерева? По какой траектории? Как не зашибли жениха? А он, бедолага сидит с непокрытой головой в расстёгнутой шинели и в каждой руке – по половинке Венгрии. Настоящий военный! В момент переворота глядел куда лететь. И едят его полчища комаров, а он их и не замечает, весь в себе. В третий раз - слава тебе, Господи! С Твоего ведома и по Твоему наущению ткала Судьба рубашки в которых родились эти пацаны! «Серёга! Братан! Как самочувствие?» - молчок. «Полезли наверх!» - опять молчок. Взяли под белы рученьки - здоров малый, тяжёл. Племенного производителя могли потерять. Понял, чего от него хотим и без слов полез в гору. Мы следом.
Стоим наверху осиротевшие. Вокруг чужая земля. Мадьяр понаехало…Откуда взялись-то? – ведь ночь вокруг! Балабонят по-своему. Хотят куш урвать за причинённый нами ущерб. Это они умеют. Не смотри, что братья по лагерю - обдерут как липку. Восемь столбиков потянут по цене на Эйфелеву башню каждый, а уж ограничительная арка обойдется нам по крайней мере, как Триумфальная, и не московская - парижская. Свою упущенную выгоду они тоже не упустят. Посчитают на десять лет вперед сколько и в какой валюте потеряют в результате чего-нибудь их сограждане, проезжая мимо несмотрибельного образа повреждённой нами арки, сколько баранов смогут упасть в обрыв при перегоне отар в результате невозможности, при необходимости, привязать их к недостающим столбикам. Нам с Бухом за три жизни столько не заслужить, а тем более непосредственному виновнику – Пчеленку. Эх, бита наша карта, бита. И козырей у нас, пока, нет. Единственный выход – героически закончить выполнение поставленной задачи, ведь победителей не судят. И ни кто не поможет нам сирым кроме Господа и, если замполит не натрандил, кроме любящей нас Родины.
Смотрю на часы. Два часа по полуночи, 3 сентября. До срока готовности к боевой работе – ровно шесть часов. Времени больше, чем нужно. Чтобы застрелиться. Не дождётесь. Самому интересно, чем этот шалман закончится. Прошу мадьяр отойти в сторону и подаю личному составу команду: «По экипажам, в две шеренги – становись!» Те и другие реагируют вяло. Чувствую насущную необходимости усилить экспрессию команд, но присутствие иностранных граждан исключает отход от нормативной лексики. Наконец построились. «Равняйсь! Смирно! Вольно.» С чего начать? Правильно. Как учили, с уяснения задачи и оценки обстановки. Задачу уяснять нечего, и без того ясна, как Божий день, с самого вечера. Приехал, развернулся, доложил. А вот обстановочку сейчас оценим. За себя и за противника. Вероятного. Начнем с себя. Так…Инфраструктура ТВД – без изменений; ландшафт, климатические и погодные условия – прежние; Дунай из берегов не вышел. А вот насчет группировки войск – неувязка. Безвозвратно утрачен «Гусь» и временно - его экипаж. Это грозит поставить выполнение задачи под угрозу, но на этот винт мы найдем ответный закоулок – отработаем одной антенной. Замысел созрел, а за ним приковыляет и решение.
Теперь, вероятный противник. Кто он? От кого ждать каку? Ну, конечно же, - от ВАИшников и мадьяр. Раз противников много, два и больше, - противопоставь их интересы. Классика! Разделяй и властвуй! Противоречие одно – кто виноват, наши или ваши? Вот в этот костерок маслица бы и плеснуть. Где взять? Может у гусиных братьев? «Прапорщик Ездилов! Доложите причины аварии», - молчит Серёга, весь в себе. «Рядовой Макаревич! Что Вы можете сказать по существу вопроса?», - плачет, - «Только в казарму не отправляйте». А куда же я тебя бедолагу в шоку дену? «Младший сержант Пчеленок! Как вверенный Вам автомобиль оказался в обрыве?» «У.У.У.Автомат». «Отставить «У.У.У.», отставить «Автомат». Найдём. Успокойтесь и докладывайте по сути». «Товарищ старший лейтенант! Перемещаясь в составе колонны, я управлял автомобилем, непрерывно вел контроль за его техническим состоянием и неусыпно следил за дорожной обстановкой. Версия, согласно которой я заснул – безосновательна. Обстановку оценивал как средней сложности, чего нельзя сказать о техсостоянии, имеющем существенные недостатки по причине дефектов освещения. Экипаж в составе трёх человек занимал места в кабине согласно купленным…, тьфу-ты, согласно плану перемещения. Прапорщик Ездилов находился на правом сидении у окна, в момент происшествия держал в руках и разглядывал карту Венгерской Народной Республики. Рядовой Макаревич сидел посредине и держал мой У.У.У.» «Продолжайте». «Автомат. Свет задолбал, изматерились все, особенно старший машины на меня. Проехали Дунаец, вышли с моста. Дорога влево пошла, а тут эта падла…, т.е. мадьяр. Как врубил свою гирлянду на дальний – я и ослеп! Но, действовал я правильно. Чу-у-у-ть – чуть принял вправо, чтоб на встречку не вылезти, кого не задеть и сразу – по тормозам. Вроде ни по чём не стукнули, не почуяли. Вроде уж и встали, а потом – дёрнулись и куда-то провалились. До сих пор автомат не найду. Товарищ старший лейтенант! Сержант Пчеленок доклад закончил!» Молодец, клинчанин! Видно - тоже ещё не совсем в себе. Докладывает, как выпускник – военной академии, троечник правда. Но складно. Если мадьяры услышат – могут подумать, что перед ними переодетый в рядового полковник Генерального штаба, с неизвестной, но провокационной целью и преднамеренно совершивший аварию! В докладе сержанта отмечаю колоритное определение действий водилы встречной «Шкоды»: «Падла». Мой татарчёнок чуть ранее наградил этого поганого любителя оптических эффектов тем же эпитетом. Налицо совпадение оценок. А это уже фактик, могущий стать козырем при оправдании невинных. Иди, Бух, доложи соображения по поводу ослепления ВАИшникам. Да акцентируй внимание на наличие на встречной машине сверхнормативных фар. Понятно, что это почти ничего, но уже не нуль. Пусть забросят камешек в мадьярский огород, может спеси там убавится, будут посговорчивее.
Снова: «Равняйсь! Смирно! Вольно. Младший сержант Пчеленок! Взять двух бойцов и найти автомат!» В ответ: «Есть!» Остальным: «На месте перекурить и оправиться, ждать дальнейших распоряжений». Трое с фонарями спустились вниз. Стою на краю обрыва, по пятнам света фиксирую их перемещение. В тишине чётко прослушиваются переговоры поисковиков. Пчеленок в отсутствии руководства предельно расслабился и, не выбирая слов, изливает корешам душу: «Эта шкрёбанная мадьярская леди, на букву Б, понавешала на харю шкодинскую фар штук восемь. Как светанула на выезде с моста – мы все трое послепли, как кутьки. Я не вижу ничего, думаю, заденешь кого – за жизнь не рассчитаешься. Вот и принял, блин, вправо. Вот, блин, и тормознул. Как крутились ни уха не помню. Тулуп, блин, полтора оборота вправо. Хорошо – дерево, а то бы Ездиле хандец. Нас–то с Макаром сразу из кабины выкинуло, влево, а он до конца летел. О блин! Давай искать выше «Гуся». Может, и «Калаш» за нами улетел? Точно! Вон он! Зашкребись! Полезли наверх!» Счастливые от быстрой удачи следопыты попадают в мои не совсем широкие, но ласковые объятья. Молодцы! Отсутствие утраты оружия – первый шаг к славной победе.
Возвращается Бух: «ВАИшникам идея ослепления понравилась. Мадьярам – не очень. Им теперь искать виновного нужно. Но, в целом, эффект есть. Нам в плюсы». Делюсь с ним своим замыслом: «Давай, Коля, сделаем так: Борьку Колова отцепляем от такелажки и посылаем с печальным известием в гарнизон. Заедино пусть заберёт пострадавших, за исключением Ездилова. Серёгу с одним бойцом оставим на месте. Нехай сторожат гусиные останки и такелаж. Борька доложит руководству о скорбных делах и на обратной дороге пристегнёт брошенный прицеп да заберёт охрану. Догонит основную группу уже на позиции, в Хаймашкере. Пока руководство тут расхлебает то, что мы с ним вместе заварили, основная группа, то есть ты да я, на двух головных машинах продолжит выполнение боезадачи. Суть да дело – время пройдёт, острота момента притупится. Вдуют, конечно, но не так больно, как сгоряча». Поскольку других вариантов начальник колонны не предложил – решение было принято и в начале четвёртого все были при деле: Борька пылил в сторону Кишкуна, секьюрити Ездилов в состоянии прострации сторожил место происшествия, а мы с Бухом коптили утреннее небо по дороге в Хаймашкер.
…
Не скажу, что наступила третья за сутки расслабуха, но человеческая психика имеет предел восприятия негатива, после которого происходит пороговое ограничение чувствительности и наступает полное безразличие. Думаю, что этот порожек мы незаметно пересигнули уже давно и окружающая нас действительность воспринималась с некоторых пор с лёгким налётом юмора. К элементам пофигизма подвигала нас и объективная безысходность. Мудрый русский лозунг: «Семь бед – один ответ», - стал превалирующим в мотивации поведения нашей летучей группы, состоящей из двух КрАЗов с прицепами и пятерых усталых, но морально не сломленных советских воинов.
Сорок тонн железа, начинённого радиодеталями и проча, проча, проча, под управлением бодрящего себя анекдотами и громкой нецензурной бранью личного состава понеслись навстречу раннему утру и грядущей неизвестности. Колька впереди на лихом коне. Я - за ним. Как в авиационном анекдоте: хрен – ведущий, сам – ведомый. Восьмой маршрут – скоростной. Гони себе! Дорожное полотно - широко и ровно. Главное, чтобы выдержали колёса на ППК, не взорвались от перегрева наполняющей их жидкой резины - гусматика. Летим ловко, почти без остановок. Катимся в гордом одиночестве. Помех – ни спереди, ни сзади. Остальные войска, по всему, уже давно в районе боевой учёбы сверлят дырки под ордена и медали. А нам не до орденов и жиру – быть бы живу! Семилетний опыт армейской службы подсказывает, что для связиста лучшее поощрение – отсутствие взыскания.
Незаметно рассвело, солнышко в попу засветило, а мы всё травим утреннюю свежесть солярной вонью и с нетерпением ждём, когда же, наконец, замаячит справа по курсу заветная надпись на табличке дорожного знака: «Хаймашкер» и появится в лёгкой дымке так желанная гора Юта. По времени и километражу, вроде бы пора. И ландшафт подходящий и время «Ч» на подходе, ан указателя всё нет. А гор по горизонту становится всё больше и больше. Как разглядеть среди них ту единственно нужную, суженную для развёртывания? В некотором удалении от дороги, километра через три друг от друга замечаю два странных для чистого поля сооружения – шлагбаумы. Зачем мадьярам в чистом поле ворота? Что-то нужно предпринимать…