http://rusf.ru/rybakov/pages/publ13.html
...
Судя не по ширпотребу, а по наиболее значительным, пиковым произведениям этого жанра, можно сказать, что сам по себе жанр альтернативной истории, как нельзя лучше выполняя присущие фантастике квазисакральные, объединительные функции, является в то же время третьей и высшей формой осмысления исторического материала.
Действительно, история - такая наука, в которой оценочный элемент не может не присутствовать хотя бы в скрытой форме. Даже работа с источниками и их перевод не могут считаться абсолютно беспристрастными. В той или иной степени мы вкладываем в создаваемые переводы свои интерпретации, возникающие под воздействием того, что мы думаем об эпохе создания данного текста и того, как мы представляем себе исторический процесс в целом.
...
Еще в большей степени все подобные издержки присущи концептуальным теоретическим трудам. Здесь без привнесения индивидуальных представлений о том, что для истории данной страны в данный момент хорошо, а что плохо, не пишется ни одной серьезной работы. Более того, в памяти остаются как значительные, крупные, оставляющие в науке след именно те работы, в которых оценочный, субъективный мотив присутствует наиболее ярко. Вспомнить хотя бы работы Льва Гумилева.
В альтернативной истории этот момент не приходится ни маскировать, ни стесняться его. Наоборот, без него и вне его вообще ничего невозможно сделать.
Конструирование положительной или отрицательной альтернативной модели просто невозможно без того, чтобы писатель не дал волю собственным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо в истории вообще и в истории фигурирующей в его произведении страны в частности.
Конечно, уровень исторической грамотности, как и уровень литературных дарований, у всех различен. Но мы говорим по гамбургскому счету, и поделки вообще не входят в круг рассмотрения.
Однако, оговорюсь сразу, даже эти самые поделки существенны в качестве одного из параметров овеществленной и прошедшей через переработку массовым сознанием памяти народа - потому что они тоже (а зачастую, именно они - в силу своей невольной прямоты и аляповатой откровенности) отражают коллективные представления определенных групп населения о том, что должно было бы случиться, а что не должно. Чего люди хотят от истории, а чего не хотят. Если бы эти представления не были коллективными, соответствующие произведения просто не пользовалось бы спросом у читателей.
Более-менее серьезные же книги как нельзя лучше отражают коллективные чаяния и страхи, связанные с вариантами исторического развития, пусть не осуществившимися в прошлом, но еще вполне способными так или иначе осуществиться в будущем. Просто описание их как уже свершившихся делает подачу материала куда более наглядной, эмоционально убедительной, художественной. Не умозрительной, а переживаемой.
...
Весьма популярным в последние годы в фантастике стало создание альтернативных моделей более или менее современного состояния России. Что было бы, если? Если бы не революция 17 года? Если бы не Великая Отечественная война? Если бы не взорвали Александра Второго?
По понятным причинам это вполне объяснимо. Поиск причин и анализ следствий судорожного и криволинейного, во многом даже замкнутого в некий порочный круг развития нашей страны, в широких кругах людей, которые еще хоть как-то сохранили привычку к чтению, не мог не принять подобных форм.
Именно здесь коллективная память нации и ее коллективное же осмысление проявляются особенно ярко. Не в дискуссиях среди высших интеллектуалов, которые доступны относительно немногим. Не в межпартийной и до крайности политизированной и заторгованной ругани, не в стычках ангажированных журналистов, которым уже почти никто не верит, что бы они не говорили.
Именно здесь.
Я не могу, да и не хочу давать сколько-нибудь объемистый перечень таких произведений. Им несть числа; собственно, большинство хороших современных писателей из тех, что критика относит к фантастам, либо работает в жанре альтернативной истории регулярно, либо хоть изредка отдает ему дань. К тому же перечень - это всегда предлагаемый в завуалированной форме ранжир; а я ни имею ни малейшего права расставлять своих коллег по росту. Тем более, что я сам - заядлый альтернативщик, а стало быть, почти наверняка окажусь пристрастен.
Интереснее, на мой взгляд, привести буквально два-три полярных примера.
Вот, например, производящая очень сильное впечатление и эмоционально действительно мощная небольшая повесть Василия Щепетнева "Шестая часть тьмы". Она представляет собою перебор вариантов более-менее современного состояния России - логически малосвязанных один с другим, но в равной степени чрезвычайно отталкивающих и пугающих. Автор не углуб** в проработку того, какое именно "а если бы" привело к тому или иному варианту; один из них настолько альтернативен, что в нем Россия - империя Романовых воюет с коммунистической Европой, в сердце которой окопался Ленин. Но даже в этом варианте Россия все равно царство тьмы; как бы ни сложилась ее история, какие бы силы в России ни возобладали, по каким-то трансцендентным причинам страны хуже и страшнее ее в мире нет и быть не может.
Как ни относись к подобной концепции, нет сомнения, что подобное отношение к своей стране в наше время чрезвычайно характерно для многих населяющих ее людей. Щепетнев своим дарованием овеществил его, это отношение, дал ему вкус, запах и цвет; каждый, кто даст себе труд прочесть его повесть, может теперь взять его в руку и ощутить его вес. И прислушаться к себе: я это чувствую? Я ТОЖЕ это чувствую, как чувствует автор? Или я чувствую иначе?
Или, например, многотомная эпопея с детства любимого мною Кира Булычева "Река Хронос", часть "Заповедник для академиков". Историческая развилка у него обозначена совершенно конкретно: сталинский СССР первым занялся разработкой ядерного оружия, в 1939 году уже испытал первую атомную бомбу (естественно, на узниках ГУЛАГа), Гитлер с перепугу напал на Польшу на несколько месяцев раньше, чем это произошло в нашей реальности, Сталин вторую свою атомную бомбу зачем-то сбросил прямо на Варшаву, и по случайности как раз там в это время оказался и Гитлер. По неграмотности своих спецов вскоре и сам Сталин умер от лучевой болезни. А конец - делу венец, хэппи-энд таков: узнавшие местоположение советского ядерного полигона англо-американцы подняли в воздух армады своих бомбовозов и сровняли этот полигон с землей.
На мой личный вкус, автора за этот роман следовало бы премировать турпоездкой в Югославию в период натовских бомбардировок и пригласить на прием в китайское посольство минуты за три до того, как в него угодила битком набитая правами человека высокоточная американская ракета. Но это - чисто эмоционально; дойди до дела, я вряд ли оказался бы таким садистом. А вот то, что созданная автором модель является квинтэссенцией интеллигентского мифа - это уже не эмоции, это факт.
Тут и страх перед собственной страной - страх, в значительной степени вскормленный реальной ее историей, и все же гипертрофированный, совершенно панический и иррациональный.
Этой стране ничего нельзя, от нее один вред и ужас.
Тут и обожествление англо-американского центра силы. Автор, профессиональный историк, не мог не знать, что в тридцать девятом году англо-американцы сами никуда и на за что бы с бомбами не полетели - не было ни возможностей, ни воли. Автор не может не знать, что первыми атомную бомбу по живым людям применили именно США. И тем не менее создается впечатление, будто Америка и Англия являются для него неоспоримым и конечным идеалом - как военно-техническим, так и этическим; даже Хиросима, прямо в тексте не упоминаемая, ощущается чем-то вроде выдумки сталинской пропаганды.
Этим странам все можно, от них - только польза и счастье.
Нет нужды говорить, насколько распространены сейчас - а тем более, сколь они были распространены лет пять-семь назад - подобные взгляды. Честь и хвала Булычеву за то, что он воплотил их в столь ярких и эмоциональных образах. Гипертрофия и гротеск здесь почти абсолютны. Ни один правозащитник даже в тысяче речей перед телеобъективами не сумел бы этого сделать. Это не политика, не публицистика, не кухонное перемывание костей - это Большая Литература.
Противоположный подход к духовному диалогу-поединку России и евроатлантического ареала ярче всего на данный момент иллюстрирует, по моему разумению, эпопея "Плохих людей нет", вокруг которой поднялся сейчас изрядный шум. Начав выходить в питерском издательстве "Азбука", в ноябре 2000 года этот ни на что не похожий сериал к ноябрю 2001 года насчитывает уже четыре опубликованные книги: "Дело жадного варвара", "Дело незалежных дервишей", "Дело о полку Игореве" и "Дело лис-оборотней"; у сериала есть и свой сайт в Интернете. К созданию эпопеи я, однако, имею определенное отношение, а потому никак не могу ее оценивать публично.
Подытоживая, можно сказать следующее.
Альтернативные истории (как и отношение к ним) ценны для нас тем, что они, во-первых, как нельзя лучше характеризуют уровень исторической грамотности тех или иных групп населения.
Во-вторых, они с полной откровенностью демонстрируют характер и эмоциональную интенсивность отношения этих самых групп к тем или иным реальным или полуреальным, или даже вполне вымышленным историческим событиям.
И, наконец, в-третьих, с предельно возможной откровенностью обнажают исторические ожидания и фобии этих же самых групп.
Ни один другой вид исторического и историографического творчества на такое не способен.