Morti> На складах компаний из-за проблем со сбытом скопилась продукция в объеме месячного производства. Уже сейчас остановились 17 из 36 украинских доменных печей, и металлурги рассматривают возможность полной остановки работы предприятий……
Morti> Кто то знает по каким ценнам получают газ и уголь предприятия в России ? Потому что боюсь если цены с 1 января поднимутся у нас до 250-300 долларов то металлургия и химическая промышленность остановится.
Дело не только и не столько в ценах.
Причины кризиса заключены в:
А) технологической отсталости ГМК Украины (причем не только от уровня ЕС, Японии, США - но и России, и Китая).
Б) перекосов в структуре ГМК Украины появившихся в результате приватизации отрасли и полная отстраненность государственной власти Украины от происходящего в одном из главных секторов украинской экономики.
По пунктам.
А)
Morti> На складах компаний из-за проблем со сбытом скопилась продукция в объеме месячного производства. Уже сейчас остановились 17 из 36 украинских доменных печей, и металлурги рассматривают возможность полной остановки работы предприятий……
Все вполне логично – на выплавку чугуна в домнах украинские металлурги тратят треть (3 млрд. кубометров) от всего обьема газа потребляемого отраслью.
Дальше:
Morti> Планы будут пересмотрены таким образом, чтобы максимально сократить ресурсозатраты. Это означает, что наиболее затратное сталеплавильное производство максимально сократится. Предпочтение будет отдаваться прокатному производству, а сталь дешевле будет купить в Китае и России.
И тут все логично – Украина единственная страна в мире где до сих почти половина стали (45%) выплавляется мартеновским способом (в конверторах – 51% и электропечах 4%), а доля непрерывной разливки составляет всего 35%.
Казалось бы причем тут эти технологические тонкости?
Смотрим нормы расходы газа при различных способах выплавки стали:
Мартеновский – 95 м.куб. на тонну стали;
Конвертерный – 8 м.куб.
Электроспособ – почти не применяется.
В результате на выплавку стали на украинские заводах тратят еще 2 млрд.куб газа (из общей обьема расхода ГМК в 9 млрд.куб в год).
А например в России (где вроде бы этого газа навалом, и есть подконтрольный государству Газпром, и цены внутренние на газ ниже) – тем не менее за постсоветские годы предприятия металлургии произвели переход на современные технологии, и в результате в РФ (при вдвое большем обьеме общей выплавки стали) электроспособом выплавляется в 4 раза больше, а мартеновским в 1,5 раза меньше чем на украинских предприятиях, что явилось следствием жесткой направленности государственной политики развития газовой отрасли РФ в сторону экспорта.
Если в цифрах для наглядности - РФ в 2007 г:
-доля стали конвертерной и электростали -83,6% (в 1990 г. – 46,6%);
-доля непрерывной разливки – 71,1% (в 1990 г. – 23,1%).
Ну и разумеется наличие устаревших технологий говорит об большом износе основных фондов ГМК Украины, который составляет 60%.
А там где устаревшие технологии и оборудование – там как следствие низкая производительность труда: на Украине – 52,8 человеко-часов на тонну стали (для сравнения: в России – 38,1; в Германии – 16,8).
Б)
Украинские металлурги работая в стране, имеющей солидные запасы ЖРС и каменного угля, тем не менее испытывают жестокий дефицит этих видов сырья.
Во первых – это результат перекосов при приватизации предприятий ГМК Украины, в результате чего ряд крупных производителей стали остался вообще без собственных источников ЖРС (Запорожсталь, ММК им.Ильича, ИСД, Алчевский) в то время как месторождения ЖРС попали в руки нескольких ФПГ (типа Метинвест Холдинг – около 50% добычи ЖРС на Украине) которые безусловно продают ЖРС украинским предприятиям, но привязывая при этом цены к уровню …. !!! бразильских и австралийских контрактов, и при этом резко наращивая обьем поставок ЖРС на экспорт (18 млн. т. ЖРС из 72 млн.т добытых в прошлом году на Украине) .
При этом украинские металлурги вынуждены начать завозить сырье из-за рубежа: в 2007 году они увеличили ввоз ЖРС на 76,2% по сравнению с 2006 г. – до 3,55 млн.т ; железорудного концентратата до 1,76 млн.т. (рост на 54,5%), аглоруды на 39% (около 1 млн.т.), окатышей – в 4,8 раза (до 0,8 млн.т.). Импорт традиционно производится из РФ, но в связи с тем что российские ГОКи в первую очередь удовлетворяют растущие потребности отечественных потребителей, а с украинскими работают по остаточному принципу – тот же ИДС в 2006 году был вынужден начать импорт ЖРС из Бразилии. Но здесь появилась проблема в том, что украинские порты не имеют возможности принимать рудовозы дейдвентом 100 тыс. т и более, а при более низких обьемах снижается рентабельность транспортировки, не говоря уже о том, что из-за активного потребления Китаем австралийских руд цена фрахта рудовозов за последние годы выросла в несколько раз.
За 2008 год по импорту ЖРС на Украину пока разумеется нет полных данных, но уже известно что за январь-февраль 2008 г. обьем импорта вырос на 58,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Второй проблемой ГМК Украины является дефицит кокса. Годовая потребность металлургии Украины на это год составляет 20 млн.т. кокса (в пересчете на угольный концентрат – 31 млн.т, из которых Украина сможет добыть только 17 млн.т., а остальное придется импортировать).
Причем в дефиците именно качественные марки углей, в результате чего снижается качество изготовленного кокса. В частности в прошлом году Миттал-Кривой Рог и Алчевский комбинат из-за низкого качества украинского кокса вынуждены были увеличить его расход с 470-480 кг до 510 кг/тонну чугуна (для примера: в ЕС и Японии расход составляет 350 и менее кг). Собственно мощностей по производству кокса на Украине с избытком, но своего сырья не хватает, и хватать не будет – и в связи с истощением запасов, и в связи с решением правительства не производить его добычу в лавах глубиной более 1 км, в связи с высокой опасностью таких работ для шахтеров. Еще с советских лет традиционно дефицит угля в украинском коксохиме компенсировался поставками из российских месторождений (в последние годы с Алтая), но в связи с требованиями Минэкономразвития РФ к угледобытчикам в первую очередь обеспечивать внутренние потребности страны , а на экспорт отправлять только избытки – то этот канал сейчас практически свертывается (кто помнит - был тут один жадный товарищ под названием Мечел, который хотел продавать кокс в Европы, и не хотел – российским меткомбинатам – в результате чего прошедшим летом получил в репу от Владимира Владимировича, и исправился).
Поэтому с 2007 года Миттал Кривой Рог начал закупку кокса в США, а на 2008 год заключил контракт на поставку 0,8 млн.т. американского кокса. ИСД в прошлом году закупил 0,3 млн.т в США, и на этот год закупил уже 2 млн. т угля в Канаде. Метинвест Холдинг заявил о закупке 4-6 млн.т австралийского угля в год для своего коксового производства, Запорожсталь также приценивается к австралийскому углю.
Но тут опять же есть проблема в доставке сырья (аналогично ЖРС) – украинские порты имею мощности в основном для отгрузки угля, и не могут принимать и разгружать очень крупные суда – углевозы. В результате сейчас импортный уголь для Украины везут в румынскую Констанцу, там его переваливают на более мелкие суда, и на них уже доставляют его в украинские порты. Все это разумеется сказывается на себестоимости, не говоря уже о собственно росте цен на импортный уголь – в прошлом году канадский уголь поставляли по цене 98$ за тонну, в этом уже по 225$.
Тут можно еще пройтись по ситуации с ломом (где тоже масса проблем у украинских металлургов), и по экспортной ориентированности украинского ГМК и т.д. – но не буду утомлять обЧественность узкоспециальными вопросами.
В общем пока мировой стальной рынок последние годы рекордно рос – можно было закрывать глаза на проблемы и продолжать доить (и при этом почти не кормить) одну из немногих украинских куриц (немногих - способных нести золотые яйца) – как только случились проблемы – вот все и посыпалось (и отнюдь не вдруг).
Всему есть своя причина
