Обязанности директора принял на себя Ф. И. Лаврушин. За несколько дней до этого из Клина в Кустанай была отправлена большая группа женщин и детей, в основном из семей руководящего состава завода. Для выполнения работ по эвакуации оборудования было необходимо вернуть на завод разбежавшихся рабочих. И выход был найден: торговлю хлебом и другими продуктами перенесли на территорию завода. Хлеб выдавали по указанию начальников цехов, которые подтверждали ежедневными списками фамилии лиц, отработавших данный день. Эта мера возымела свое действие: большинство рабочих вернулось и возобновило работу. После массированного воздушного налета на Клин 29 октября наступило относительное затишье, сопровождавшееся, однако, частыми обстрелами с воздуха из крупнокалиберных пулеметов. Рабочие, занимавшиеся демонтажем и отгрузкой оборудования, успевали уйти в укрытия, и на стенах зданий оставались лишь следы от пуль.
Небольшими бомбами разрушались линии воздушной связи, которые удавалось быстро восстанавливать электромонтерам связи, таким как Ф. Н. Лупачев и Н.А.Рожков. Человеческих жертв на территории завода 507 не было. Пулеметные обстрелы наносили урон частям конницы генерала Доватора, направлявшимся по Ленинградскому шоссе к линии фронта. Конница несла потери в людях и лошадях. Для питания работающих было возобновлено приготовление обедов в столовой завода. К 7 ноября 1941 года трудовой коллектив, переведенный на казарменное положение, круглосуточно находился на территории завода. Близость фронта и возможность внезапного его прорыва привели к необходимости чрезвычайных мер: многим были розданы противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Ложась спать в кабинетах и служебных помещениях, мы знали, что это оружие может нам пригодиться в борьбе с немецкими танками.
7 ноября к нам в управление пришли в гости партизаны из леса. Мы слушали по радио сообщение с парада на Красной площади в Москве. 18 ноября 1941 года, когда фронт приблизился к Клину и находился в районе Завидово, произошла вторая массовая бомбежка, которая продолжалась весь день, когда буквально нельзя было высунуть носа из укрытий. На Высоковской ТЭЦ были взорваны турбина и котел. Из воинских частей на завод пришли минеры для подготовки взрыва оставшейся в работе одной турбины и котлов, но этот взрыв не был осуществлен.
21 ноября 1941 года, за два дня до вступления немцев в Клин, на завод прибыл секретарь горкома партии Н. И. Скрябин. В кабинет директора вызывались члены партии, руководившие службами МПВО и одновременно возглавлявшие работы по демонтажу и эвакуации оборудования. Им задавался вопрос, куда они желают быть направленными: в армию или в партизаны? Не исключалась и возможность эвакуироваться в г.Кустанай. Большинство выбирало последний вариант. Запомнился ответ начальника отдела кадров П. М. Комарова. Он мужественно сказал: «куда партия прикажет!». В этом героическом, самоотверженном и трогательном ответе сказалась честность и порядочность патриота своей Родины. П. М. Комаров ушел в партизаны.
22 ноября из Клина отправился последний товарный вагон с руководителями эвакуации оборудования, среди которых был и автор этих строк. Прибыв на станцию Ховрино, мы узнали, что Солнечногорск уже занят немецкими танками, то есть мы чудом проскочили через смертельное кольцо окружения и не были расстреляны из танковых орудий. В конце декабря 1941 года в Кустанай прибыли последние железнодорожные составы с оборудованием, а также группа специалистов, руководивших эвакуацией оборудования из Клина. Эта группа влилась в состав проектировщиков ГИПРОИВа (Государственный Институт по проектированию предприятий искусственного волокна) и занялась разработкой проектов теплоэлектроцентрали и цехов завода № 507а, существовавшего в то время лишь на бумаге. Через некоторое время после освобождения Клина от немецких захватчиков, ГКО(Государственный комитет обороны) было принято решение о восстановлении завода № 507 в Клину.
В феврале 1942 года в Кустанай поступила секретная телеграмма: «под ответственность Суханова, Савина, Трутовского отгрузить в Клин оборудование на выпуск готовой продукции 10 тонн в сутки». Телеграмма была подписана членом ГКО, министром путей сообщения Л. М. Кагановичем. Срок отгрузки в поданные железнодорожные составы устанавливался 72 часа. Оборудование, лежавшее в беспорядке вдоль железнодорожных линий, было завалено снежными сугробами, и разобраться в этой кутерьме в такой срок было почти непосильной задачей. Малейшее нарушение комплектности технологических линий и энергетических узлов, или отгрузка излишних, грозили срывом своевременного пуска производств на заводах № 507 и № 507а. В распоряжение каждого из указанных в телеграмме ответственных лиц было введено по две роты солдат, работавших по 12 часов в сутки.
Немедленно начали подаваться железнодорожные составы. Трое суток без сна и забыв о еде, мы определяли по памяти необходимое оборудование и разыскивали его в снежных завалах. Ответственность за безошибочное решение задачи определялась суровыми законами военного времени. В поиске и отборе технологического оборудования, подлежащего отгрузке из Кустаная в Клин, приняли деятельное участие те самые специалисты, которые демонтировали его ранее в Клину: И. Г. Шимко, С. П. Новиков, Г. И. Ковалишин, И. Ф. Широков, А. С. Стулов и другие. Поставленная задача по отгрузке оборудования была выполнена в срок.
В середине марта 1942 года оборудование прибыло в Клин. К этому же сроку вернулись из Кустаная и специалисты, покинувшие Клин на время оккупации его немцами. Постановлением ГКО срок восстановления и пуска завода № 507 в Клину был установлен 1 мая 1942 года. Обязанности директора завода принял на себя начальник ГУИВа Н. И. Морозов. Общее руководство строительно-монтажными работами осуществлял отозванный из армии Л. К. Шифрин. Непосредственно строительными работами руководил начальник строительного отдела М. И. Полянский. Ранее вернувшимися с лесной базы партизанами была организована под руководством П. В. Лебедева установка дизель-генератора мощностью 50 киловатт, который обеспечил первоочередные нужды освещения и работы станков. Установка и эксплуатация дизеля проводилась опытным мастером И. В. Качаловым. Первыми восстановительными работами по электрической части руководил А. Н. Глаголев.
В марте 1942 года из блокированного Ленинграда прибыла в Клин группа в составе Н. Я. Алехина, А. М. Павлова, Н. В. Поликарпова, И. М. Фримштейна. Вместе с ними приехала группа из 200 человек несовершеннолетних учащихся ремесленного училища: слесарей, электриков, строителей. Прибывшие 20 электриков, работая под руководством опытного, заботливого и неутомимого мастера электрической части КЦ-2 А.И.Борисова и заместителя начальника электроцеха А. Н. Глаголева, будучи несмышленными подростками, вскоре приобрели необходимые монтерские навыки и вынесли на своих плечах значительную часть восстановления электрических сетей и узлов. Из их числа С. Р. Антипенко и П.И.Стрижонок в дальнейшем окончили вечерний техникум и стали начальниками цехов, а В.М.Мацуков стал мастером электроцеха. Н. Я. Алехин был назначен директором завода № 507, А. М. Павлов — главным механиком завода. Срок, установленный ГКО для восстановления и пуска завода № 507, был выполнен. Парторгом ЦК ВКП(б) в это время был А. И. Авакян.
1 мая 1942 года задымили трубы ТЭЦ и была пущена оставшаяся неэвакуированная турбина мощностью 4000 киловатт. В восстановительных работах по пуску ТЭЦ много сил и энергии вложили начальник ТЭЦ В. И. Радченко, руководитель электрической частей ТЭЦ С. А. Никитин, турбинный мастер И. А. Качалов, бригадир слесарей И. М. Мазунов и другие. Недоедая и недосыпая, они руководили своими участками работ и обеспечили в срок подачу электроэнергии и пара для разворота производства. В мае 1942 года заводом были выданы первые партии вискозного пороха для начинки снарядов, идущих на фронт. Восстановлением производств и наладкой производственных процессов руководили те же самые специалисты, которые эвакуировали оборудование в Кустанай и возвращали его обратно в Клин.
В течение летних месяцев 1942 года ежемесячный выпуск пороха составлял до 280 тонн. Вместе с этим в районе теперешнего поселка имени 31 Октября было сооружено и налажено 6-е производство, выпускавшее минометные заряды. Начальником этого производства являлся И. М. Фримштейн. Шестого производства не существует уже около пятидесяти лет, но до сих пор бытует в народе название автобусной остановки «Шестое». Основной частью рабочих завода № 507, выполнявших технологические операции, были женщины. Мужская часть рабочих состояла из профессий слесарей, электромонтеров, водопроводчиков, канализаторов, станочников.
Главным инженером всего завода являлся М. Г. Помпик. Молодые специалисты, окончившие техникумы и институты, прибывшие на завод № 507 в 1941-1944 годы, в основном работали начальниками смен производств. Среди них А. С. Фомина, Т. Д. Зименкова, Е. И. Челнокова, А. Я. Цедилина (Васильева), А. М. Никитина, Д. З. Макашутина (Боброва), Л. П. Полякова (Радченко), М. М. Фролова и другие. Прибывшая в 1943 году на завод молодой специалист В. А. Сизова была направлена в отдел главного энергетика (ОГЭ) на должность контролера по расходу энергоресурсов, а в дальнейшем стала начальником группы энергоконтроля ОГЭ. Помнятся фамилии ряда рабочих — аппаратчиков цехов завода, вложивших много сил в производство вискозного пороха. Среди них: В. С. Рыжечкина, Л. Суворова, А. И. Тимофеев, О. В. Верменич, А. С. Филина, М. Ферапонтова и другие. Инженерами Н. Я. Алехиным, И. Г. Шимко и В.Г.Хмелинским была закончена и внедрена ранее начатая технологическая разработка вискозного волоса с цилиндрическим отверстием, придавшим пороху повышенные взрывные свойства, что сделало его пригодным для тяжелых снарядов.
В конце 1942 года на производстве № 3, в отделении нитраторов и центрифуг, произошел взрыв огромной силы, разрушивший значительную часть здания производства. Человеческие жертвы составили 9 человек. В грудах искореженных железобетонных балок лежали умирающие люди, раздавленные обломками железобетона. Тела некоторых были проткнуты насквозь железной арматурой. Пытаясь спасти несчастных, сварщики разрезали автогеном арматуру и извлекали ее из тел умирающих. Это было душераздирающее зрелище.
Комиссией было установлено, что причиной взрыва явилось нарушение технологического режима производства пороха. Суд приговорил к длительному тюремному заключению начальника производства № 3 Н.В.Коробкова и начальника смены этого производства В. И. Назарьева. Главный инженер завода М. Г. Помпик был оправдан. Тюремное заключение Н. В. Коробкову и В.И.Назарьеву было заменено направлением в штрафной батальон, из которого Н. В. Коробков через год после легкого ранения вернулся на производство. В. И. Назарьев вернулся лишь после войны. Вместо Н. В. Коробкова начальником производства № 3 стал Г. И. Ковалишин. В конце 1942 года в Клин вернулся из эвакуации И. Г. Суханов, который стал главным инженером завода. Его заместителем по спецчасти (пороховой части) был утвержден И. Г. Шимко. В течение двух месяцев после взрыва в соседнем помещении были смонтированы уцелевшие нитраторы, а вместо центрифуг для отжима желтого пороха установлены статические отжимные аппараты, после чего взрывы прекратились.
В начале 1943 года производство пороха было полностью восстановлено и завод вновь начал выполнять план по его выпуску. Летом 1943 года произошел взрыв на производстве № 5: взлетело на воздух здание № 4 сортировки черного пороха, а вслед за ним взорвалось от детонации здание № 5 — сушки черного пороха, не защищенное земляным валом. Погибло два человека. Ответственность за взрыв легла на начальника производства № 5 И.Ф.Широкова, который судом был приговорен к длительному тюремному заключению, замененному ему направлением в штрафной батальон. И. Ф. Широков погиб на фронте смертью храбрых. Это был близкий нам всем член дружного трудового коллектива. Он любил вслух читать произведения В. Маяковского. Больно было на душе за него. Начальником производства № 5 был назначен С. Н. Мелентьев, а после его ухода в феврале 1945 года — Л. П. Полякова (Радченко). Разрушенные здания и оборудование были восстановлены и вновь производство пороха заработало полным ходом.
Третий взрыв прогремел летом 1944 года, когда взорвался бак с отстоем отжимной смеси азотной и серной кислот после отжимных аппаратов. Баки эти располагались вблизи от здания нитрации на открытом воздухе. Взрыв разметал на большое расстояние железные конструкции крепления баков и повредил соседние баки. Получил ранение мастер отделения слива отработанных кислот В. И. Красильников. Расследование причин взрыва показало, что на дне баков, при сливе в них отработанных кислот, накапливался слой нестабилизированного желтого пороха, который, при отсутствии в нем жидкой среды, легко самовоспламенялся. При вымывании этого осадка было подано недостаточное количество воды, что и привело к взрыву.
Несмотря на перебои в энергоснабжении из-за высокой влажности торфа, превышавшей 55 процентов, а также частых перебоев в его доставке, коллектив завода все же выполнял план производства пороха, за что постоянно награждался переходящими Красными Знаменами Государственного Комитета обороны. После окончания войны решением ГКО это знамя было оставлено заводу на вечное хранение. В 1943 и 1944 годах две группы специалистов дважды были награждены орденами и медалями СССР. Среди них Н. Я. Алехин, И. Г. Шимко, Н. К. Евлампиев, Н. П. Григорьев, В. К. Пономарев, Г. П. Савин, П. М. Комаров, Г. И. Ковалишин и другие. Награды вручались в Георгиевском зале Кремля председателем Верховного Совета СССР Н. М. Шверником.
С окончанием Великой Отечественной войны в мае 1945 года выпуск пороха был прекращен, и завод № 507 полностью перешел на производство вискозной текстильной нити. Большой вклад в решение задач, стоявших перед заводом в военное лихолетье, внесли Н. Я. Алехин и И.Г.Шимко. Будучи директором завода, Н. Я. Алехин был строгим, требовательным руководителем. Часто его эмоциональные выпады вызывали недовольство и обиду у руководителей цехов и отделов. Но когда человек попадал в беду и над ним заносил руку карающий орган, директор неизменно выручал своего подчиненного. Н. Я. Алехин даже в самые напряженные дни работы занимался вопросами экономики. Являясь приверженцем хозрасчета, он регулярно собирал калькуляционные совещания, на которых разбирались вопросы себестоимости продукции, пути ее снижения, создания условий материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Это был настоящий боевой директор военного времени. После окончания войны Н. Я. Алехин стал главным инженером Главного Управления Искусственных Волокон. Без преувеличения можно сказать, что заместитель главного инженера завода И. Г. Шимко был душой производства. Он и днем и ночью бывал в цехах, где непосредственно на рабочих местах с руководителями подразделений разбирал все возникающие вопросы и принимал необходимые меры к устранению препятствий. Лично им было внесено и реализовано много творческих нововведений, изобретений и рационализаторских предложений.
В военные годы также славно потрудились многие кадровые рабочие. На производстве № 1: П.П.Антропеева, И. К. Безрукова, Е. П. Андреева, Е. М. Бочкарева, А. С. Гусева, Л. А. Демидова, Е. И. Смирнова, К. М. Тузов, М. И. Федорова, Н. И. Баскакова, Ф. В. Зотова, А. М. Казакова, М. А. Маркина. На производстве № 2: М.М.Диховицкая, З. И. Еременко, А. М. Борисовская, А. М. Кирюшина, А. В. Третьякова, Н. А. Шалаева. На производстве № 3: И.Новожилова, Карасева, Красильникова, Урманов, Фролов, Базельчук, Н. Митюшев, Мачков, Волков, А. М. Дементьева, Мурашова. На производстве № 4: Торбенков, М. П. Митюшова, А. В. Клюева, Е. И. Крылова, А. Ф. Безбородова, В. А. Бутылкин. На производстве № 5: А.Г.Хайрудинова, Е. А. Сафонова, М. И. Кирсанов, А. И. Данилова, Е. А. Щербакова, Л. В. Трещина, М. А. Слепова, В. Г. Пирожкова, А. Я. Перова, Н. И. Козлина, Е. С. Новикова, Е. А. Балова, А. Т. Васильева. На производстве № 6: М.С.Королева, А. А. Рьжова, З. И. Рончашова, М. М. Русакова, М. В. Кузьминова, Е. Е. Гусева, К. М. Грудастова, А. Е. Донцова, П. П. Жиркова, И. Н. Иваненкова, М. В. Калинина, Н. П. Кочетова, А. С. Крыленко и многие другие. Не всем работникам нашего предприятия, ушедшим на фронт, довелось дожить до Дня Победы. Смертью храбрых за честь и независимость нашей Родины погибли: Л. И. Абросимов, А. А. Александров, Н. И. Антонов, С. М. Антонов, Д. Е. Апальков, И. М. Аристов, В. Д. Барабанов, И. М. Барулин, А. Д. Белов, П. И. Бердышев, К. А. Бликанов, И. Ф. Борисов, В. С. Бубнов, Г. М. Бутусов, Ф. В. Бушин, И. Г. Бычков, Б. К. Васильев, Ф. М. Володин, А. И. Воскресенский, С. П. Герасимов, С. Е. Глазков, С. А. Голубев, А. П. Гонков, Б. А. Гонков, Л. А. Гурвич, А. Л. Гусев, Г. Ф. Гусев, Ф. В. Гущин, Н. В. Данилин, Н. А. Дороднов, Б. С. Дульдин, И. П. Евстигнеев, И. Н. Еськов, М. Ф. Ефимуркин, А. М. Жирнов, А. А. Журавлев, В. И. Зайцев, К. Ф. Захаров, К. В. Зеленев, Н. В. Зеленев, Я. А. Земсков, И. Я. Зибров, А. С. Иванов, П. И. Иванов, М. И. Исшин, В. М. Карасе в, А. И. Иванов, Я. А. Кавтаськин, И. И. Качалов, А. М. Кириллов, С. М. Кириллов, П. А. Козлов, А. М. Кокарев, П. С. Комшуков, Г. И. Качашкин, П. Г. Кочегаров, Н. М. Красавин, М. И. Крюков, Н. П. Кузнецов, И. А. Кузьмин, Г. В. Кулаков, С. Т. Кулаков, Г. Я. Куликов, И. П. Курицын, Е. М. Кучерявый, Д. А. Лабутин, Д. Я. Легков, Н. И. Лермонтов, В. А. Лысенко, С. А. Лысенков, Н. Г. Мазов, А. Я. Мазунов, А. С. Мазунов, М. С. Мазунов, Е. Ф. Мальков, М. Е. Мальков, Д. С. Малышев, М. Г. Маркистов, A. Ф. Мартынов, В. М. Маслов, П. В. Мизеруха, В. А. Милованов, Г. Г. Молоканов, И. И. Морозов, И. П. Нестеров, Н. А. Никитин, П. Г. Никитин, Е. П. Никитушин, А. П. Новиков, А. П. Носков, Д. В. Образцов, З. А. Обухов, Е. И. Орехов, М. С. Павлов, Н. М. Панкин, С. В. Пересьшкин, М. А. Пируев, В. Н. Повалишин, И. И. Полуэктов, И. А. Поляков, И. Н. Поляков, С. С. Поляков, Я. Н. Поляков, А. С. Попов, Д. И. При воз но в, М.С.Растегин, А. А. Резвяков, С. Г. Репников, А. И. Рогов, Ф. В. Родионов, А. А. Рожков, Д. Д. Романов, А. А. Савастьянов, А. М. Самсонов, В. С. Самсонов, Н. А. Серов, И. И. Сиганьков, П. Е. Силаев, Н. С. Сиренко, В. М. Сорокин, А. В. Страшнов, А. И. Страшно в, А.А.Трифонов, А. И. Трифонов, Н. И. Трифонов, И. К. Тюков, М. К. Тюков, Ф. А. Тюков, И. В. Дадеев, В. П. Федотов, Д. Н. Филимонов, И. Н. Филимонов, Н. Н. Филимонов, Ф. Ф. Филипов, Я. Г. Фонов, М. В. Хорьков, Н. П. Хорьков, Н. С. Хромов, И. Н. Цветков, Н. Д. Черных, Г. Г. Чубуков, К. Д. Шеваров, С. В. Шенберов, А. И. Шершевский, И. Ф. Широков, С. В. Эктов, П. М. Юмашев, А. А. Ягупов, С. С. Белов, В. В. Бойков, В. В. Кавтаськин, С. С. Калинин, А. Я. Осипов, Г. Ф. Плужник, С. Я. Чуркин, П. К. Панин, И. И. Петров, Г. С. Попов, П. Д. Кузнецов, И. В. Маркин, В. Ф. Головкин, В. И. Глухов, Я. Д. Волков, И. М. Капустин, И. Ф. Кулаков, А. М. Кудинов, И. А. Мельников. Эти имена навечно останутся в сердцах родственников погибших и в памяти их соратников по работе. Вечная слава героям !
http://www.lecka.ru/images/foto010.jpg [not image]
Н.Я. Алехин
http://www.lecka.ru/images/foto011.jpg [not image]
И.Г.Шимко
http://www.lecka.ru/images/foto012.jpg [not image]
Г.И.Ковалишин
http://www.lecka.ru/images/foto013.jpg [not image]
С.Н.Мелентьев
http://www.lecka.ru/images/foto014.jpg [not image]
С.П.Новиков
http://www.lecka.ru/images/foto015.jpg [not image]
М.М.Фролова
http://www.lecka.ru/images/foto016.jpg [not image]
Л.П.Радченко
http://www.lecka.ru/images/foto017.jpg [not image]
В.С.Рыжечкина