«Время примирения окончено»: в ЮАР приняли решение по экспроприации земель у белых фермеров
// Парламент ЮАР проголосовал за экспроприацию земли у белых фермеров без компенсации
Уровень безработицы в ЮАР достиг 32%. И ситуация выглядит безнадёжной.
При апартеиде в начале 1980-х он был около 8%.
Не раз писал, что ЮАР – это наш собрат по несчастью сырьевой страны Второго мира.
Но ещё более важный урок преподал ЮАР – как проходит становление национал-демократии в такой стране, когда власть переходит в руки автохтонов (после частичного отхода от рычагов власти образованных и внедрённых в Первый мир белых компрадоров-колониалистов и «вумных очкариков»).
Чёрные получили свободу, как требовали. Стали жить, припав к корням. К примеру, ЮАР и Россия братья-близнецы по такому процессу, как «охота за металлом». Последние годы автохтоны в ЮАР вырубают медные кабели сотнями километров, из-за чего встаёт железная дорога.
Так что национал-демократия – это не обязательно как в Польше, высокая вероятность – как в ЮАР.
PS Писал об «охотниках за металлом» в ЮАР в своём экономическом канале - в 2022 году чёрные автохтоны вырубили 1500 км медного кабеля на ЖД.
Proeconomics
Наглядный, но печальный индикатор, как быстро ЮАР скатывается в архаизацию. В 2022 году на железных дорогах ЮАР жителями этой страны было украдено 1500 км медного кабеля (в России таких вандалов называют «охотниками за металлом»). На графиках видно, как резко в последние два года растёт объём краж медных кабелей на железных дорогах страны. В Economist большой рассказ о разрушении системы железных дорог в ЮАР. Пять лет назад в стране было 2,3 тыс. локомотивов, сейчас их 1,6 тыс. На значительной части дорог давно не было ремонта. Грузоперевозки в стране стремительно падают. И это при том, что в мире есть огромный спрос на сырьё, добывающееся в ЮАР и перевозящееся железной дорогой к портам – уголь, марганцевые и хромовые руды, сельхозпродукция и т.д. // t.me
Президент ЮАР Сирил Рамапоса подписал закон об экспроприации, который предусматривает возможность экспроприации земли у текущих собственников без компенсации, если это отвечает «общественным интересам».
Против принятия такого закона выступил ряд партий, в том числе «Демократический альянс», «Инката» и «Фронт свободы+», — ныне партнёры АНК по правительству национального единства.
Первоначально законопроект был одобрен кабинетом министров ещё в 2004 г., но только после ряда пересмотров и правок президент одобрил его – уже 20 лет спустя, и то с оговорками о том, что власти, осуществляющие экспроприацию, должны попытаться достичь соглашения с владельцами недвижимости, прежде чем прибегать к такой мере.
По словам пресс-секретаря президента, законопроект также обновляет законодательство об экспроприации (последний такой закон принимали ещё в 1975 г., то есть во время апартеида) и приводит его в соответствие с Конституцией. Действительно, статья 25 Конституции ЮАР признает экспроприацию как способ приобретения государством чьей-либо собственности для общественных целей или в общественных интересах, однако там добавляется: «при условии выплаты справедливой компенсации».
Принятие закона однозначно станет одним из самых главных камней преткновения для правительства национального единства. В «Демократическом альянсе» уже заявили, что для них это «красный флаг» и что последует судебное разбирательство. Да и в бизнес-среде, которая в целом поддерживает президента, такой шаг будет явно воспринят в штыки, поскольку самим своим существованием закон подрывает основы частной собственности.
После падения режима апартеида в 1994 г. правительство во главе с АНК представило программы земельной реформы, направленные на устранение исторической несправедливости. Речь в том числе шла о возвращении земли «законным владельцам», то есть тем, кто был лишен своих наделов в период с 1913 г. (когда начались расовые практики), или выплата им компенсации. Конечной целью должно было стать обеспечение земельных прав уязвимых групп населения.
К 2020 г. было перераспределено около 10% земель, хотя по планам правительства этот показатель должен был быть не менее 30% уже к 2014 г. Земельная реформа всячески тормозилась, а её формы и методы активно критиковались, в том числе памятуя о ситуации с землей в соседнем Зимбабве.
Экспроприация без компенсации стала здесь самым острым вопросом. Фактически государство сможет отбирать землю у владельцев, не платя за неё, что противоречит исходному принципу реформы «добровольный покупатель – добровольный продавец».
В 2018 г. АНК и «Борцы за экономическую свободу» выступили за внесение поправки в Конституцию, которая бы прямо разрешала такую экспроприацию, без которой, по их мнению, устранение исторических несправедливостей невозможно. Однако, несмотря на активные обсуждения и некоторую поддержку этой инициативы, на практике она не была реализована.
Поправки к Конституции, прямо разрешающие экспроприацию без компенсации, не были приняты. Таким образом, подписание закона может открыть дорогу к судебным разбирательствам, исходом которых может стать признание неконституционности положений этого закона.