Fakir>> Как и куда рухнуло религиозное общество РИ, а допрежь того королевской Франции - умолчим из жалости и чтобы не уподобляться Петьке.
Iva> оба стали нерелигиозными, даже антирелигиозными перед своим крахом.
К. Касьянова Представляем ли мы, русские, нацию?
Мы, русские, большой народ и ярко выраженный этнос с древней и оригинальной культурой. Это не вызывает ни у кого сомнения. А вот сложились ли мы в нацию - пока еще вопрос. И ответить на него можно, только прояснив, что же мы понимаем под "нацией".
В обыденном сознании "этническое" и "национальное" часто вообще слабо различаются, а иногда употребляются как понятия взаимозаменимые. Но вообще-то принято считать, что "нация" - это определенная стадия в развитии "этноса".
// Дальше — web.archive.org
Г.Успенского, который в принципе очень уважает крестьян, просто поражает полная безответственность этих "раскрепощенных" индивидов, их свобода от всяких моральных ограничений и полное неведение в вопросах нравственности. Заголовки его очерков говорят сами за себя: "Своим умом", "Беспомощность", "Без своей воли", "Маленькие недостатки механизма", "Опустошители", "Свои средствия". Отпадение масс людей от устойчивых систем коллективных представлений порождает падение нравов, рост преступности, пьянство, хулиганство, бессмысленную жестокость.
А ведь крестьяне как сословие всегда были необычайно устойчивы в моральном отношении. По преступности крестьяне занимали в России предпоследнее место среди сословий (последнее оставалось за духовенством). Но из того же крестьянина, "выброшенного расстройством деревенского духа и быта" в город, получается человек, в котором писатель видит индивида, "готового подчиниться в чуждой ему среде всевозможным влияниям с наивностью ребенка, не имеющего возможности знать и понимать, что в этих условиях зло и что добро". "Своего по части убеждений и нравственности у него нет ничего, - пишет он с горечью, - хоть шаром покати. Это совершенно пустой сосуд, который может быть наполнен чем угодно".
- то есть видим очень важные моменты. Причина деградации морали в поздней РИ вовсе не в падении религиозности. А неожиданно в разрушении общины - на которой держалась нравственность или её внешнее подобие у крестьянских масс. Разрушение это произошло за десятилетия до революции, и несмотря на наличие государственной религии в обязаловку - морали это не спасло.
"Отпадение масс людей от устойчивых систем коллективных представлений порождает падение нравов" - важный механизм.
Возможно, нечто отдалённо похожее происходило и во второй половине существования СССР - с ослабление роли трудового коллектива и усилением "атомизации" людей по месту жительства. Скажем, если люди в подъездах и целых дворах 50-60-х были еще довольно плотно связаны (что говорить о коммуналках!), то к концу 80-х было уже иначе - чему способствовали и чисто технические аспекты высотных домов.