Священный костер инквизиции, который, как известно, излечивает любые амбиции, — лишь малая часть интернет-мемов, посвященных охоте на ведьм. Они основаны на мифах. Чтобы развеять их и узнать причины, по которым инквизиция вообще взялась за колдунов, сыграл ли в этом какую-то роль знаменитый трактат «Молот ведьм» «брата Генриха» Инститориса из доминиканского ордена, сколько мужчин сожгли на кострах, с помощью чего проводили пытки, действительно ли конфликтующие соседи доносили друг на друга и при чем здесь концепция «общего врага», Naked Science обратился к историку-медиевисту, специалисту по средневековой демонологии и автору книги «Инквизиция, ересь и колдовство. Молот ведьм» Григорию Бакусу.
// naked-science.ru
...
[NS]: Когда же «Молот ведьм» завоевал популярность?
[ГБ]: Книга неожиданно оказалась очень востребованной уже во второй половине XVI века, спустя примерно 80 лет после ее написания. Как раз тогда, когда Европу начало сильно трясти из-за религиозных расколов и климатического кризиса, о которых мы говорили. Тогда этот труд вошел в обиход и отчасти начал определять политику по отношению к людям.
К тому времени уже были и другие демонологические сочинения. Инститорис не был ни первым, ни последним в этом «жанре»,— подобные труды стали появляться еще в первой половине XV века, но
эти идеи получили большое распространение только в первой половине XVII столетия — в крайне сложных условиях, когда крестьяне оставались без урожая и росла массовая социальная напряженность.
...
Тогда нужно было найти «общего врага», то есть ведьму?
[ГБ]: В каком-то смысле да. Крестьяне могли прийти к своему князю с вилами и аргументами о том, что их отцы и деды такого не видели, значит, это все неспроста.
Интересно, что подобные тенденции были больше характерны для небольших социумов. Крупный город имел в отношении этого иммунитет. В том же самом Нюрнберге, о котором мы говорили, за всю историю казнили за колдовство меньше людей, чем пальцев на одной руке: двух женщин и одного мужчину в 1659-1660 годах.
[NS]: Потому что там не было крестьянской общины?
[ГБ]: Там были образованные юристы. И сам город был богатым, с высоким уровнем жизни. Эталон цивилизации — там следили за соблюдением законности. Старались построить такую муниципальную службу, которая будет решать все конфликты.
Обвинения в колдовстве происходили в Нюрнберге с завидной регулярностью начиная с XIV века — иногда по несколько случаев за год. Однако самое суровое наказание, которое ожидало человека, — изгнание из города.
Похожая ситуация сложилась тогда в другом немецком городе — Ротенбурге-на-Таубере — с пятью-семью тысячами населения. Согласно исследованиям Э. Роулендс, за 150 лет там было примерно 40 крупных процессов, но казнили максимум около десятка человек.
В каком-то небольшом княжестве — для сравнения — ультракатолический епископ, проводивший чистку, мог за пару лет отправить на костер сотни людей.
NS]: Можно назвать «эпицентры», где казней было больше всего?
[ГБ]: Да, такие были. Они четко структурированы по времени. Это, как я уже говорил, первая половина XVII века и по большей части Германия времен Тридцатилетней войны (1618-1648 годы) — грандиозного политического катаклизма, на фоне которого случился еще один виток религиозного радикализма, когда католики и протестанты пытались продемонстрировать максимальное религиозное рвение.
В крупных княжествах, которые остались католическими и где у власти стояли епископы, маховик репрессий вышел практически на промышленный масштаб. Особенно это было характерно для небольших городов, куда приезжали специально уполномоченные от епископа комиссары по делам ведьм и начинали чистку. Она проходила в страшном режиме — людей сжигали сотнями. Самый знаменитый случай — деятельность комиссара по делам ведьм Франца Буирмана в Рейнбахе, действовавшего от имени архиепископа Кёльнского.
NS]: Получается, имел место человеческий фактор?
[ГБ]: И человеческий фактор, и политическая конъюнктура, когда жизнь резко перестает что-то стоить, так как идет грандиозная война, получившая название Тридцатилетней: людей вешают, сжигают деревни. Здесь мы видим, как повлияла Реформация: в условиях прямого противостояния с протестантами именно епископы оказываются главными проводниками преследований.
...
Такая тенденция распространяется на весь период преследования ведьм — примерно с середины XV до середины-конца XVII веков. Какое-то время было по несколько жертв на протяжении десятков лет, а потом — сразу сотни.
Страх колдовства распространялся волнами и по географическим зонам. Например, мы четко видим этот всплеск в таких периферийных регионах, как Венгрия. Несмотря на близость Германии, Венгрия долго держится на небольшом уровне преследования, а всплеск приходится на XVIII столетие. В Швецию это пришло во второй половине XVII века, опять же, волной и унесло жизни более 300 человек. Потом наступает спад.
[NS]: С чем это связано?
[ГБ]: С тем, что страх очень большой, люди в пределах одного поколения стараются сделать так, чтобы этот кошмар не повторился: если после какого-нибудь одного суда процесс выйдет из-под контроля, то в «конвейер» может затащить их самих.
В том же Инсбруке, где потерпел фиаско Инститорис, крупных преследований ведьм больше не было. Жители почувствовали, какого это, подумали и решили: такого добра больше не надо. Не то чтобы они перестали верить в ведьм, не то чтобы вдруг стали рациональнее мыслить — просто осознали социальные последствия и то, что они тоже могут оказаться среди обвиняемых.