NutzeDenTag> Меня интересовали те 15 танков Мк 5, что в 1938 расставили в Харькове, Ленинграде, Смоленске, Архангельске, Луганске, Ростове-на-дону и Киеве...
Насколько мне не изменяет память, где-то до 1930 года все Mk.V, которые удалось сохранить, служили в составе тяжёлой танковой бригады. Понятно, что к тому времени их боевая ценность практически равнялась нулю - но личный состав на чём-то нужно учить, пока собственный танкопром не поднялся! Немцы, те вообще эрзац из фанеры на легковушки Адлер нахлобучивали - воспитания будущих Гудерианов сумрачных ради.
Потом ещё лет пять простояли на базе - не пропадать же добру! А напоследок додумались, к счастью, сохранить в качестве памятников.
Тот, харьковский, вообще танк моего детства. Сколько себя пацаном помню - на него забегали, когда в войнушку играли. В нулевых завод Малышева капремонт выполнил. Тамошние работники нагло врали, что танк на ходу. Мол, и двигатель подлинный внутри, в рабочем состоянии. "Только сейчас масло и лигроин тех сортов не выпускают. Нельзя запускать, а то ценный двигатель угробим". Но это такой же пустопорожний трёп, как и про скелет танкиста, который там внутри заварен остался. Ж... у танка вверх задрана - значит, пустой коробок. Когда в 2010-м на крышу стал для фотографирования - трещит под ногами. Время и коррозия ничего не щадят.
А касательно точных сведений о биографии тех машин - только в архивах надо искать. Ну, и ежели ещё не смотрели, гляньте по ссылке:
Удачи в поисках!