Продажи на российском авторынке взлетели до рекордных показателей за последние три года. Но на фоне всплеска потребительского спроса тревожно выглядит положение ведущего отечественного автопроизводителя: АвтоВАЗ под усиливающимся натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка
// monocle.ru
В новой экономической реальности на российском авторынке сформировалось два основных типа игроков: пришедшие на смену производителям из недружественных стран китайские компании и отечественный лидер рынка АвтоВАЗ. Увы, в последние месяцы конкурентное противостояние складывается не в пользу последнего: доля тольяттинского автогиганта постепенно снижается. По данным «Автостата», за восемь месяцев текущего года она составила 28%, в то время, как за восемь месяцев 2023-го — 31,4%. А по итогам августа она и вовсе опустилась до 26%.
Номинально продажи АвтоВАЗа динамично растут. По итогам текущего года предприятие планирует выпустить порядка полумиллиона автомобилей, то есть выйти на докризисный уровень (см. график 3). Но такой рост производства не поспевает за восстанавливающимся рынком и наращивающими темп китайскими конкурентами. Например, за восемь месяцев этого года продажи машин Lada выросли на 47%, до 281 тыс. единиц, в то время как, например, ее ближайший конкурент — китайская марка Haval — увеличила продажи на 100% (до 116,6 тыс.). Продажи другой китайской марки — Geely — выросли на 94% (86,7 тыс.). А Changan умудрился за последний год поднять реализацию своих машин в РФ в три с половиной раза — на 242% (71 тыс.; см. таблицу).
Топ-10 марок легковых автомобилей в России
С одной стороны, санкции сыграли АвтоВАЗу на руку. Сразу после ухода из России европейских, американских и японских концернов доля продаж автомобилей Lada в стране взлетела до рекордного за последние два десятилетия уровня — по итогам прошлого года она достигла 35%, при том что десять лет назад составляла только 16%.
Но с другой стороны, санкции стали для тольяттинского предприятия и серьезным вызовом. Полтора десятилетия назад АвтоВАЗ начал постепенно встраиваться в международную систему поставок концерна Renault‒Nissan. А с 2014 года, полностью попав под контроль французов, вся производственная деятельность тольяттинского автогиганта стала зависимой от немецких, французских, японских и других производителей автокомпонентов.
На последней пресс-конференции, посвященной итогам прошлого года, президент АвтоВАЗа Максим Соколов вспоминал, что концерн Renault, уходя из России, был убежден, что линии АвтоВАЗа остановятся в течение считаных недель и завод не сможет продолжать работу в условиях бойкота. Но, к чести тольяттинского предприятия, оно не упало в нокаут и удержалось на ногах. Новых поставщиков пришлось искать в пожарном порядке, это оказалось сложной, но выполнимой задачей. На той же пресс-конференции руководство АвтоВАЗа рассказывало, что в течение последних лет двух на предприятии создавались «летучие отряды» специалистов, которые колесили по всей России, выясняя, какие отечественные производители компонентов живы и способны поставлять им на конвейер качественные детали.
Часть компонентов удалось найти внутри РФ, но многие комплектующие завозятся из дружественного Китая, сотрудничество с которым АвтоВАЗ старается не афишировать. Находясь в самых жестких санкционных списках, АвтоВАЗ не хочет подставлять партнеров риском вторичных санкций.
Если приводить конкретные примеры, то, согласно недавнему исследованию независимых экспертов, электронные блоки управления для модели Vesta раньше были производства Renault, а сейчас их поставляет российская компания «Итэлма». Блоки ABS и датчики скорости были от германской Bosch, сейчас они поставляются из Китая. Рулевые рейки привозились с малайзийского завода Bosch, сейчас их производит ООО «Рулевые системы» из Тольятти. Генератор раньше был от французской Valeo, теперь — производства «Итэлма». Суппорты поставляла германская ZF, сейчас их покупают в Китае.
Удар по качеству
Стоит признать, что авральная смена поставщиков оказала негативное влияние на качество тольяттинских автомобилей.
Отечественный рынок легковых автомобилей разогнался не на шутку: продажи новых машин в августе достигли рекордных значений, а по итогам года есть все основания ожидать полуторакратного роста продаж — с миллиона до полутора миллионов единиц.
// monocle.ru