[image]

Крестовые походы

Теги:история
 
LT Bredonosec #27.10.2024 01:05
+
-
edit
 
Крестовый поход детей⁠⁠

Печальная германская легенда о злом дудочнике, который увел из города всех детей – отзвук событий, происшедших в начале XIII века.

Этому странному событию, случившемуся в 1212 году, историки уделяют лишь несколько строк между описаниями 4 и 5-го крестовых походов. Объяснение отсутствия достаточных комментарий такого незаурядного события находится в области этики. Есть мнение, что раскрывать его истинную причину и механизмы, приведшие в движение массы народа на значительных европейских территориях – удар ниже пояса в полемике с католическими верующими.

О самом событии современниками лишь вскользь упоминалось, в следующем веке всего несколькими авторами событие сильно мифологизировалось, а позже вовсе забылось. В XIX веке один европейский исследователь собрал все, какие смог, скудные материалы о происшедшем. После него никто ничего дополнительно выяснить не смог или не хотел.

Деревенский пастушок лет 12-ти (или 14-ти), по имени Стефан (не точно), живший в деревне вблизи Орлеана, в один теплый майский день, повстречал странствующего монаха. Который представился ему Иисусом Христом и научил, что спасти Гроб Господний можно не оружием, а чистотой и безгрешностью. И, поскольку, чисты и безгрешны более всего дети, то им и следует идти в Святую Землю, а не грешным воинам. И еще передал Стефану бумагу – письмо к королю Франции.

После этого монах ушел (растворился), а Стефан разнес весть об этой встрече по округе. Затем он пустился в путь, чтобы передать королю письмо Иисуса. И везде по дороге рассказывал о случившемся.

По пути в Париж он навестил аббатство Сен-Дени – место массового паломничества верующих. Там его приняли с почетом (уже ждали?). Во всяком случае, там он совершал некоторые чудеса: коровы опускались перед ним на колени, хромые и больные вылечивались.

Началось движение детей. И бедняки, и дети сеньоров вставали в одни ряды и замаршировали на юг, к морю. Еще можно было их остановить. Но во Франции такой силы не нашлось. Более того, король Филипп II, давно пытавшийся организовать собственный крестовый поход, принял это событие. А вот в Лотарингию Стефана не впустили, тем и сохранили своих наследников.

Голос подал Парижский университет, потребовав остановить детей. Король очнулся, но было поздно – идея «безгрешного завоевания» охватила уже всех простолюдинов. Да и папа Иннокентий III вдруг заявил, что действия детей – пример взрослым. То есть, фактически признал поход.

Иннокентий III (1160-1218) перенаправил 4-й крестовый поход с Азии на Византию, инициировал Альбигойскую войну, утвердил образование Орденов: Францисканцев, Доминиканцев, Меченосцев, Тевтонского, Ливонского. Соблазнял русских князей королевской короной.

Вместе с детьми шли и взрослые. Любители приключений, а в основном – всякого рода жулики и распутные женщины. Расчитывавшие на наживу. Были в рядах детей и священники. Те немногие, кто понял опасность затеи и своим присутствием надеялись уменьшить беду.

То же самое в то же время происходило и в Германии. Только тамошнего пророка звали Николас. Свою идею о походе он явил народу в Кёльне. Этот город по своему религиозному значению был подобен французскому Сен-Дени.

И германский император, и князья с баронами немедленно стали препятствовать движению. Но произошло худшее, в поход стали уходить ВСЕ дети, начиная с 6-ти летнего возраста. Во Франции в движение вступали подростки лет с 12-ти.

Кто-то ведь заготовил специальную форму «крестоносцам». И французские дети, и германские были перед походом одеты в одинаковые рубахи. Численность детей-участников не достоверна. От 25 тысяч там и там, до 50 тысяч французов и такого же числа немцев.

Французам дорога выпала полегче – они пришли в Марсель. Немцам пришлось переваливать через Альпы, они пришли в Геную, Пизу, Рим. В дороге многие умерли.

Население Швейцарии и Италии к походникам отнеслось агрессивно. И своих детей от беды удержало.

По прибытии детей к морю начался праздник всякого рода мошенников. Из Марселя детей развезли по рабовладельческим рынкам Северной Африки, а в Италии в основном растащили по местным хозяйствам и публичным домам. Еще через сотню лет после события Италия славилась своими белокурыми и голубоглазыми проститутками.

Есть сведения, что лет через 20 после того, как французских детей отправили в рабство, кто-то из вернувшихся из северной Африки полностью вырезали две семьи марсельских негоциантов, которые участвовали в переправке детей за море.

Не претендуя на исчерпывающий ответ на вопрос, почему такое произошло, рискну обратить внимание на то, что в начале XIII века в некоторых областях Европы произошло быстрое увеличение народонаселения. Считается, из-за каких-то аграрных совершенствований, произошло улучшения уровня жизни.Так во Франции (без Лотарингии и некоторых современных областей) население достигло 12 миллионов. Под германским императором жило 7 миллионов. Это много для еще недавно малолюдных мест. При этом, как указывают, численность детей в этих странах превышала 40% населения!

И та, и другая страна находились в тот исторический период в конфронтации с Римом. Иннокентий III наконец, после долгих распрей между папами и германскими императорами, сумел взять верх над очередным - Оттоном IV. Был в ссоре с Филиппом Французским, подчинил себе Иоанна Безземельного (Английского). Еще несколько лет, и военная мощь врагов Рима грозила вырасти в разы.

©
   113.0113.0
+
+2
-
edit
 

fishbed

втянувшийся

>крестовый поход детей

т.к. форум исторический,лучше приводить в плане справки о событии хотя бы в таком популярном формате,а то краткие исторические справки от пикабу оч. уж специфический формат.

Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.

В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:
«Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

А вот Филипп II колебался.

Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса... Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.

Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой).

Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.

Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.
Но, в отличие от событий 1095 года, в 1212 году в Крестовый поход действительно отправилось огромное количество детей обоего пола. Общее число «крестоносцев» во Франции, по расчетам историков, составило около 30 000 человек. Среди взрослых, отправившихся в поход вместе с детьми, по сведениям современников, оказались монахи, целью которых было «всласть пограбить и вдосталь намолиться», «старцы, впавшие во второе детство», и бедняки, идущие «не для Иисуса, а ради хлеба куса». Кроме того, было немало преступников, скрывавшихся от правосудия и рассчитывающих «совместить приятное с полезным»: пограбить и помародерствовать во имя Христа, получив при этом «пропуск в рай» и прощение всех прегрешений. Были среди этих крестоносцев и обедневшие дворяне, многие из которых решили, отправившись в поход, скрыться от кредиторов. Были и младшие сыновья знатных семейств, которых немедленно окружили профессиональные мошенники всех мастей, почуявшие возможность наживы, и проститутки (да, и «блудниц» тоже было немало в этом странном воинстве). Можно предположить, что дети были нужны лишь на первом этапе похода: чтобы расступилось море, рухнули стены крепостей и впавшие в безумие сарацины покорно подставили свои шеи под удары христианских мечей. А потом должны были последовать дела скучные и детям совершенно неинтересные: делёж добычи и земель, распределение должностей и титулов, решение "исламского вопроса" на вновь приобретенных землях. И взрослые, надо полагать, в отличие от детей, были вооружены и готовы немного поработать мечами в случае необходимости — дабы не отвлекать возглавившего их чудотворца от выполнения основной и главной задачи. Стефан-Этьен в этой разношерстной толпе почитался, чуть ли не святым, в путь он отправился в ярко раскрашенном экипаже под балдахином, который эскортировали юноши из наиболее «благородных» семей.

Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.

Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились.

Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».

Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.
Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.

Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.
А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта.

Рыжов В.А.
 



и к этому тексту есть вопросы,к примеру по поводу Стефана.это действующее лицо упоминается по источникам до 1220г.,но без имени емнип.
т.е. половина текста по некоему фр. источнику,а какому именно не понятно.
тем не менее здесь хотя бы понятно откуда берут часть информации,например среди прочего ссылаются на Питера Рэдса,и цитируют Хронику Апьберика,монаха из Труа-Фонтен.оттуда цифра в 30тыс. и часть про купцов Гуго Ферреуса и Вильяма Поркуса,которые осуществили преступный сговор с целью получить прибыль от продажи паломников в рабство.

На счет Инокентия 3,как он якобы чуть ли не напрямую общался с пастухом Стефаном (по французским источникам ?) эта пожалуй информация,по поводу которой нужно знать исторический источник.

Про легенду о крысолове достаточно известная тема,и она конкретно к этим события отношения не имеет.
   130.0.0.0130.0.0.0
Это сообщение редактировалось 28.10.2024 в 02:41
LT Bredonosec #27.10.2024 10:12
+
-
edit
 
и все эти многобуков не дают никаких обоснований, зачем кому-то вообще понадобилось рожать легенду, лишившую их же земли значимого числа детей и нанесшую тем ущерб больше, чем любая возможная добыча.

а идея о диверсии рима - вполне дает
   51.0.2704.10651.0.2704.106
RU drsvyat #27.10.2024 10:58  @Bredonosec#27.10.2024 10:12
+
+1
-
edit
 

drsvyat

координатор
★☆
Bredonosec> и все эти многобуков не дают никаких обоснований, зачем кому-то вообще понадобилось рожать легенду, лишившую их же земли значимого числа детей и нанесшую тем ущерб больше, чем любая возможная добыча.
Легенда о указывает точную дату лето 1284 г..
Крестовый поход детей - 1212 г.
С большой вероятностью - эти события не связаны.
   11
LT Bredonosec #28.10.2024 00:20  @drsvyat#27.10.2024 10:58
+
-
edit
 
drsvyat> С большой вероятностью - эти события не связаны.
а есть некое более подходящее на роль прототипа событие?
   113.0113.0
RU drsvyat #28.10.2024 00:58  @Bredonosec#28.10.2024 00:20
+
-
edit
 

drsvyat

координатор
★☆
Bredonosec> а есть некое более подходящее на роль прототипа событие?

Крысы сыты. Воды Дуная красны от крови.
Илм что-то вроде этого. (Рамштайн, Донекиндер).
Исчезновение детей само по себе событие. Иногда банан, просто банан без исторического поототипа.
   127.0.6533.103127.0.6533.103

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters