Таможенные пошлины Трампа могут привести к тому, что доллар потеряет свою значимость как мировая резервная валюта, пишет UnHerd. Вместе с его позициями ослабнет | 10.02.2025, ИноСМИ
// inosmi.ru
Таможенные пошлины Трампа могут привести к тому, что доллар потеряет свою значимость как мировая резервная валюта, пишет UnHerd. Вместе с его позициями ослабнет и способность США использовать по отношению к другим странам экономическое принуждение, что будет означать конец американской гегемонии.
Доллар США стал ведущей мировой валютой только после Второй мировой войны, как основа Бреттон-Вудской финансовой системы, созданной в 1944 году. Она заключалась в том, что остальные страны мира должны были использовать фиксированные обменные курсы по отношению к доллару, который сам был привязан к золоту. Система начала распадаться в шестидесятые годы, и ее кризис происходил поэтапно. В 1971 году Ричард Никсон отменил конвертируемость долларов в золото. В 1973 году были отменены фиксированные валютные курсы. Бреттон-Вудская система официально прекратила свое существование в 1976 году.
Тогда мир перешел на гибкие валютные курсы. Как оказалось, это только укрепило экономическую гегемонию США. В ее основе лежала хитрая сделка между странами, зависящими от экспорта, такими как Китай и Германия, и США, которые были готовы поглощать дефицит. Так, например, если Китай продает в США больше видеоприставок, а Германия – больше автомобилей, то в итоге они обе зарабатывают доллары, которые затем инвестируют в США. Легендарный торговый дефицит Америки, тот самый, который так ненавидит Трамп, напрямую связан с этими потоками долларов в финансовой системе.
Этот дисбаланс в торговле и накоплениях стал двигателем турбоглобализации. Макроэкономисты, и особенно экономисты, занимающиеся вопросами торговли, любят эту тему, потому что она соответствует идеологии, которая гласит, что свободная глобальная торговля выгодна всем, всегда и везде. Однако главный ее недостаток заключается в том, что некоторым странам она выгодна больше, чем другим. В конце концов, выбор сделали избиратели. Они проголосовали за Трампа и за его торговую политику. Они не стали слушать экономистов.
Вскоре могут произойти еще более масштабные изменения. Во время первого президентского срока Трампа появились намеки на то, что эра глобализации "единого мира" близится к концу. Тогда Трамп не был так сосредоточен на этой идее, как сейчас. Если ему удастся ликвидировать большой двусторонний торговый дефицит Америки против Мексики, Канады, Китая и ЕС, динамика мировой торговли и финансов может в корне измениться. Поскольку страны, которые сильно зависели от своего экспорта в США, будут вынуждены больше торговать друг с другом, необходимость использовать доллар для международных операций снизится. Непомерные привилегии неизбежно начнут уменьшаться.
Привилегии также могут уменьшаться в зависимости от количества власти. После начала российско-украинского конфликта США и правительства стран ЕС заморозили российские резервные активы, размещенные у них. Теперь иностранные инвесторы начинают сомневаться в том, что их деньги, вложенные в помощь Украине посредством США, по-прежнему в безопасности. Заявление Бернанке о том, что доллары гарантируют "безопасность" и "ликвидность" больше не вызывает доверия у России, и она не будет хранить свои деньги в Америке и Европе после окончания конфликта. Тем временем страны, сохраняющие нейтралитет, с тревогой наблюдают за санкциями со стороны Запада. Например, Китай начал сокращать свою долю на американских рынках.
Наиболее вероятным будущим конкурентом доллара в качестве глобальной транзакционной валюты может стать не евро, не юань или другая официальная валюта. Им может стать биткойн. Администрация Трампа также занята либерализацией криптоиндустрии, потому что президент заявил, что хочет, чтобы все биткойны находились в США. Я был поражен, когда услышал эти слова. Биткойн не похож на акции или облигации, которыми кто-то владеет. Американизировать его так же бесполезно, как пытаться сосредоточить всю сеть интернет в одной деревне.
Непоследовательность целей экономической политики Трампа бросается в глаза многим. Некоторые знакомые мне опытные инвесторы в настоящее время вкладывают значительную часть своего состояния в золото и биткойн. Как и я, они скептически относятся к тому, что Западу удастся справиться с инфляцией.
Как все будет происходить дальше? Думаю, что Трамп введет тарифы. Дефицит торгового баланса США сократится. Все больший объем мировой торговли будет осуществляться за пределами США, а ЕС будет осторожно восстанавливать связи с Китаем. Доллар останется ведущей мировой валютой на некоторое время, по крайней мере во время президентского срока Трампа, но начнет терять свое господство, и тогда все больше людей обратятся к биткойну. Он станет для доллара тем же, чем социальные сети стали когда-то для традиционных СМИ. Сначала их высмеивали. Затем, внезапно, соцсети стали представлять собой главную угрозу. А потом традиционные СМИ сами стали устаревшими.
Политика Трампа приведет к долгосрочному уменьшению не столько глобальной мощи Америки, сколько ее способности использовать экономическое принуждение, чтобы заставить остальной мир подчиняться ее приоритетам. За непомерные привилегии Америки пришлось заплатить. Остальной мир принял глобальное лидерство США не из почтения к Америке, а потому что это была выгодная сделка практически для всех сторон. С приходом Трампа многое изменилось. Американцы поймут, что они могут жить комфортно без непомерных привилегий, но внешняя политика станет намного сложнее.