Дмитрий БУРЛАКОВ
16.08.02, «Вечерний Новосибирск»
Для «птиц высокого полета»
и вертолет должен быть
соответствующим
Рабочие Новосибирского авиаремонтного завода переоборудовали обычный транспортный вертолет в элитное средство передвижения для губернатора Эвенкии
Новосибирский авиаремонтный завод снова утер нос всем российским АРЗам, выполнив на этот раз заказ эвенкийского губернатора.
Летательный аппарат, совсем недавно еще бывший обыкновенной транспортной машиной, пройдя через умелые руки новосибирских авиаремонтников, стал настоящим губернаторским вертолетом-люкс.
Ми-8АМТ отлетал над эвенкийскими просторами две тысячи часов и, как ему положено по инструкции, «устал» до невозможности. То есть до того состояния, когда трудяге-транспортнику пришла пора отправляться на капитальный ремонт. Процедура эта в летном деле - не табуретку покрепче гвоздями сколотить. Машина разбирается полностью, возможно одновременно и переоборудовать ее в соответствии, как теперь говорят, с пожеланиями заказчика. Что и «сотворили» новосибирцы с бортовым номером RA27177.
Как рассказал главный технолог НАРЗа Юрий Липатников, теперь в увеличенном (по сравнению с прежним) пассажирском салоне на 10 человек имеются кресла, диваны, аудиосистема высочайшего класса, спутниковый телефон, все это - в интерьере из наисовременнейшего материала сотопласта, придающего любым конструкциям необычайное сочетание легкости и прочности (подобного класса салоны сегодня изготавливаются исключительно на НАРЗе). А в бытовом отсеке ждут своего применения кухня, холодильник и, пардон, туалет. Хотя стесняться тут, собственно, нечего - у больших начальников и полеты большие, т.е. долгие.
Тем более что при переоборудовании новосибирские авиаремонтники (вся компоновка вертолета разработана в сотрудничестве с ОАО «Туполев» и МВЗ им. Миля) установили систему дополнительных подвесных топливных баков (их хорошо видно на снимке), позволяющих в два раза увеличить дальность полета и не занимающих места в салоне (в транспортниках для этих целей берут на борт бочки с керосином).
Не знаю, войдет ли когда-нибудь вертолет со снимка в пронзительный эвенкийский эпос, а вот Ми-8МТВ1 новосибирского губернатора острые языки в свое время окрестили «мухолетом», поскольку переоборудованием этой машины нарзовцы занимались для Виталия Мухи, уже во второе его губернаторство. Нынче межполетный ресурс «главного вертолета области» близок к завершению, так что на будущий год его снова ждет капитальный ремонт.
Летают на «нарзовских» VIP-вертолетах и кузбасский губернатор Аман Тулеев, и руководство компаний «Норильский никель», «Уренгойгазпром», а также командование войсковых подразделений и МЧС.
А в ряду самых дорогих работ Юрий Липатников называет богатое оформление VIP-машины для президента Судана. В тот раз (было это в 2000 году) в отделке интерьера сквозили национальные мотивы заказчика с зелено-золотыми тонами материй и теплом деревянных панелей. Не так давно представители завода побывали в далекой жаркой стране и вернулись оттуда с наилучшими откликами. Высшее руководство Судана и по сей день очень довольно. Не то, что раньше - без такого вертолета...