ИА REGNUM: Какую роль в обеспечении национальной безопасности Абхазии власти республики отводят российской стороне?
Роль России очевидна, причем не только в Абхазии, но и на всем Кавказе. Вы знаете о том, что мир в зоне конфликта поддерживается миротворческим контингентом. Думаю, сегодня без участия России решить эту проблему невозможно. Абхазия готова поддерживать самые тесные отношения с Российской Федерацией. Мы осознаем, что Россия на протяжении вот уже двухсот лет доминировала в этой части Закавказья, и поэтому представить ситуацию в этом регионе без участия России как-то очень сложно - во, всяком случае, такой, ход событий, может привести лишь к хаосу. Хотя и говорят, что свято место пусто не бывает, однако на смену России могут прийти такие заместители, что ничего хорошего народам Кавказа, особенно таким малочисленным как абхазский народ, ожидать не придется. Для нас это крайне опасно. Перейти в другую сферу влияния могут себе позволить большие и относительно большие народы, мы, к сожалению, позволить себе этого не можем - потому мы очень чувствительны к происходящему.
Мы понимаем, что и у России сегодня много проблем, страна в тяжелом положении. Если брать в целом, то у России сегодня гораздо более сложные проблемы, чем у нашего небольшого государства. Вместе с тем, нам кажется, что существуют пути преодоления такой ситуации, нахождения золотой середины взаимопонимания, которая устроила бы не только Российскую Федерацию, но и Европейский Союз, а может и Соединенные Штаты, которые, очевидно, обеспечили свое присутствие на Южном Кавказе и превратились в серьезную силу. С другой стороны есть Турция, претендующая на определенную роль в Черноморском регионе. Баланс интересов между этими странами может создать для Абхазии новую ситуацию, а какую именно, прогнозировать сложно. Обретем ли мы независимость, или создадим какую-то иную структуру, связанную с Россией, или же это будет конфедерация с кем-то, говорить сложно. Одно дело, что мы считаем себя независимыми, но, тем не менее, речь идет о том, что международное сообщество должно либо признать нас, либо нет. Какая модель будет найдена, сказать сложно, но, думаю, эта модель будет сбалансированная.
ИА REGNUM: А какую модель хотелось бы видеть вам?
Мы заявляли об этом неоднократно. Это не только мое мнение - оно было высказано на референдуме 1999 года. Абхазия - независимое государство и народ Абхазии стоит на этой позиции.
ИА REGNUM: Вы упомянули вероятность модели конфедерации с "кем-то..."... Не могли бы вы конкретизировать, с каким именно государством Абхазия может составить конфедерацию?
Еще в Женеве в 1994 году обсуждался вопрос о конфедеративных отношениях с Грузией. В свое время мы предложили Грузии создать федерацию, но в ответ она напала на нас. После войны стали говорить о конфедерации, но это их тоже не устроило. Что же теперь? Опять войти в состав Грузии в качестве автономной республики? Это нам абсолютно ничего не дает. Кто-то думает решить проблему Абхазии за двое-трое суток - как в случае с Сербской Краиной, но это абсурд. В этом случае ситуация может скатиться в хаос - сначала в самой России, а затем большая каша стихийно заварится на всем Кавказе. Все это автоматически поставит под сомнение безопасность функционирования региональных мега-проектов, в том числе и нефтепроводов. По большому счету, с энергетической точки зрения Абхазия для США, на мой взгляд, не представляет интереса. Она географически остается в стороне от крупных проектов.
Единственное, что может и не исходит из американских интересов - это усиление влияния российской стороны, скажем, в региональном масштабе. С этой точки зрения следует рассматривать их позицию по восстановлению сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию, о которой сейчас так много говорят. Это ведь тоже во многом подрывает планы тех же американцев, поскольку противоречит идее транспортного коридора Восток-Запад. То же самое касается российско-иранского проекта Север-Юг, который никак не укладывается в процесс вывода военных баз РФ из Грузии, и планы добиться того же по базам в Армении. Не случайно же в Армении построено второе в мире по величине американское посольство. Здесь существенную роль играет близость с Ираном - даже была такая шутка: железная дорога до Еревана это дорога до Тегерана. Одним словом, думаю, процесс восстановления транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию будет торпедироваться - этот вопрос, как мне кажется, тоже вписывается в ряд предметов какой-то торговли.
ИА REGNUM: А насколько сама Абхазия готова обсуждать модель конфедерации с Грузией?
Как мы можем обсуждать такие вопросы на фоне упомянутой вами военной риторики Грузии?
ИА REGNUM: Находят ли поддержку в абхазском обществе высказанные вами мысли?
Да, конечно. Я исхожу только из этого.
ИА REGNUM: А в правительстве?
Да.
ИА REGNUM: Не легче было бы для Абхазии войти в состав России и обеспечить свою безопасность - вопрос был бы на этом закрыт?
А как это сможет сделать Россия? Каким образом? Абхазия обращалась неоднократно, я думаю, что это не вполне реалистично.
ИА REGNUM: Это не реалистично для Абхазии или для России?
В данный момент для России. Опять-таки на уровне деклараций такая возможность допускается, но, вместе с тем, есть понимание, что данный шаг может стать неким Рубиконом. Есть даже такая абхазская пословица: "на медведя бревно упало - не заревел, скала упала - не заревел, заревел, когда листок упал". Вот как раз таким листком, как это ни странно, для России может стать Абхазия. Нельзя исключать, что, в конце концов, как и любой человек, государство в какой-то момент может пойти ва-банк.
ИА REGNUM: Как вы думаете, сегодня народ Абхазии чувствует себя в безопасности?
А какой народ сегодня чувствует себя в безопасности? Даже китайцы не чувствуют себя в безопасности, у них тоже есть свои опасения. Вообще, если говорить откровенно, все, что сегодня происходит в мире, направлено, в основном, не столько против России, сколько против Китая.
Во всяком случае, думаю, события на Кавказе во многом будут предопределены теми процессами, которые происходят сегодня в Центральной Азии. Ни Россия, ни США сделать все самостоятельно не смогут. Они не смогут утвердить контроль в этих регионах без взаимной поддержки. Кроме того, как мне кажется, сегодня Кавказ приобретает для России гораздо большее значение, чем Центральная Азия.
ИА REGNUM: Просчитываете ли вы такой вариант, при котором Россия, выводящая войска из Грузии, оставит вдруг и Абхазию?
Конечно.
ИА REGNUM: И, что тогда?
Ничего страшного. Думаю, какие-то варианты могут быть найдены всегда. И потом, никто просто так ничего не оставляет. Это может произойти в результате каких-то договоренностей. Во всех случаях, оставить Абхазию - означает оставить Черноморский регион. Это означает оставить совершенно оголенным Северный Кавказ...
ИА REGNUM: Но империи рождаются и разваливаются...
Да, совершенно верно. Разваливаются и могут развалиться. Империя в виде СССР, в принципе, рухнула в 91 году. Еще один разрушительный катаклизм, думаю, никому не нужен. Россия - ядерное государство и, я не думаю, что кто-то серьезно рассматривает возможность ее неуправляемого развала. Это может повлечь за собой нечто страшное - катаклизм не регионального, а мирового масштаба.
ИА REGNUM: Есть ли в Абхазии консолидированная оппозиция?
По большому счету, я затрудняюсь ее называть оппозицией. Есть слой недовольных сил, и недовольство это мотивировано. Недовольство наблюдается и среди наших сторонников, поскольку, как я уже указывал, выполнить все предвыборные обещания пока не удается. Но необходимо учитывать и те сложности, которые стоят перед властью. Считаю, что оппозиция, безусловно, нужна. Здоровое и нормальное общество невозможно представить без оппозиции. С другой стороны, оппозиция, время от времени, начинает вести себя слишком агрессивно, переходить рамки дозволенного. И тогда, приходится принимать меры безопасности, ограничивать действия радикально настроенных сил. Если выборы состоялись, то принять итоги придется - нравится это кому-то, или нет. Мне возможно тоже что-то не по душе...
ИА REGNUM: Кто конкретно берет сегодня ответственность за события, которые, не исключено, обрушатся на Абхазию? Кто берет ответственность за лозунг - Независимая Абхазия? Независимость - вещь прекрасная, но обеспечивает ли она, будучи формально, безопасность абхазского народа и ее благосостояние? Ведь события могут развернуться и по негативному руслу - допустим, закроет Россия границу с Абхазией, и что тогда?
Нет, конечно, это вполне возможно. И никто такой сценарий не исключает. Но видеть реальную картину событий, порой, очень сложно. Мы находимся в клубке сложных противоречий, оторванные от реальной информации. Мы владеем ею постольку поскольку. Но есть другая информация, о которой можно только догадываться. Мы знаем, в какую сторону плыть, мы осознаем проблемы. Мы понимаем, что в России не все так просто. Кроме того, Абхазия никогда не выходила из состава России, и я говорил об этом. Посмотрите Полный свод Законов России за 1810-й год. Я не случайно говорил - вот уже 200 лет мы находимся в орбите культурных, военных, политических, экономических и языковых отношений с Россией. Это абсурдно требовать от нашего небольшого народа взять и отвернуться от большого соседа.
ИА REGNUM: Что бы вы еще хотели донести до российского читателя?
Вокруг президентских выборов в Абхазии было много разных кривотолков. Выборы состоялись - это реальность. Сегодня нужно считаться с ее итогами, нужно сделать все для содействия этому правительству, избранному руководству страны - по возможности, оказывать экономическую, и политическую поддержку. Ситуация в Абхазии может сказаться не только на других странах Южного Кавказа, но и на сопредельных регионах Юга России, Северного Кавказа. Считаю, что это очень важный момент, поскольку, видимо, есть определенные силы, которые желали бы видеть у власти в Абхазии других людей. Между тем, подчеркну еще раз, приоритетом номер один для нас является стабильность. Абхазия - это своего рода лакмусовая бумажка, по которой можно предугадать будущее Кавказа. Учитывая наше географическое расположение, тенденции в Абхазии, а значит и Черноморском регионе, будут иметь значение, и для таких стран, как Армения. В 1919 году был период, когда при англичанах Армения получила выход в море - к Батуми. Это сейчас тщательно вуалируется, наверное, происходит какая-то переоценка ориентиров. Не думаю, что те же процессы не происходят сегодня в Турции. Там тоже возникли новые обстоятельства в связи с войной в Ираке. Иракская проблема тоже крайне важна - президентом этой страны является курд по национальности, а это опасный прецедент не только для Турции, но, и для других стран. Что касается моего мессиджа российскому читателю. Конечно, что-то хотелось бы изменить. Мы хотим сохранить с Россией хорошие и теплые отношения. Если бы наши отношения строились на реальной искренности, то это было бы вообще уникально. Но, я это уже говорю не как прагматик, а как романтик.