Испанская инквизиция активно боролась с еретиками, но от охоты на ведьм Испания пострадала меньше других стран Европы. Наказания суда инквизиции были даже легче, чем у светских судов! Первая казнь ведьмы в этой стране датируется 1498 годом, а последние наказания за колдовство (две сотни ударов розгой и 6-летнее изгнание) — 1820 годом. В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. После 1682 года ведьм уже не казнили, 1712-м датируется последнее официальное обвинение в колдовстве, а в 1736 году, впервые в Европе, соответствующая статья закона была отменена. Жертвами охоты на ведьм стали около тысячи жителей Англии.
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город порчу. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
Шепотом гутарили по хутору, что Прокофьева жена ведьмачит......
В тот год случился небывалый падеж скота. На стойле возле Дона каждый день пятнилась песчаная коса трупами коров и молодняка. Падеж перекинулся на лошадей. Таяли конские косяки, гулявшие на станичном отводе. И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок…
С хуторского схода пришли казаки к Прокофию.
Хозяин вышел на крыльцо, кланяясь.
— За чем добрым пожаловали, господа старики?
Толпа, подступая к крыльцу, немо молчала.
Наконец один подвыпивший старик первым крикнул:
— Волоки нам свою ведьму! Суд наведем!..
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. Рослый батареец, по уличному прозвищу Люшня, стукал Прокофия головой о стену, уговаривал:
— Не шуми, не шуми, нечего тут!.. Тебя не тронем, а бабу твою в землю втолочим. Лучше ее уничтожить, чем всему хутору без скотины гибнуть. А ты не шуми, а то головой стену развалю!
— Тяни ее, суку, на баз!.. — гахнули у крыльца.
Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот ее, распяленный в крике, бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе
Здравствуйте, гость!
Гостевой функционал сайта ограничен. Для полноценной работы зарегистрируйтесь, пожалуйста.