
Договор носил чисто коммерческий характер, в результате чего на российский
рынок был открыт путь продукции фирмы "Телефункен", так как, по признанию того
же правления спустя 11 лет, "до 1909 года [АО Русских электротехнических заводов]
изготовляло лишь некоторые части радиотелеграфных устройств, прочие же получа-
лись им из Германии... ".3 Если же учесть, что на 1 августа 1914 года в Радиотеле-
графной мастерской (так стало называться Отделение для беспроволочной телегра-
фии. – Авт.) Общества числилось всего 19 рабочих и 12 служащих,1 то возникает
сомнение в утверждении руководства Общества в том, что "...с 1909 года все прибо-
ры, относящиеся к области радиотелеграфии, изготовлялись исключительно на заво-
де Общества и лишь в отдельных случаях образцы новых приборов выписывались
Обществом из Германии для изготовления по ним таковых же приборов на заводе
Общества". При столь ограниченной численности рабочих радиомастерская не могла
выполнять столь масштабные заказы, а вот штат служащих указывает, что основным
занятием мастерской являлось проведение монтажных и пуско-наладочных работ с
привлечением для этого инженерно-технического персонала и ограниченного кон-
тингента рабочих.
Возможности развития имеющихся мощностей можно рассмотреть на примере Харьковского завода Русского Паровозостроительного и Механического общества (РПиМО), ныне - з-д им. Малышева. Итак, строительство завода начато в 1895-м, закончено в 97-м, в 99-м завод выходит на выпуск 150 локомотивов ежегодно. К 14-му году - это уже мощное многопрофильное предприятие, с собственным сталелитейным производством. Помимо паровозов выпускает станки -строгальные, (в том числе - бронестрогальные), радиально-сверлильные, токарные, долбёжные, гидравлические прессы, подъёмные и мостовые краны, прессы, насосы. С 1909 года запускается выпуск сельхозмашин. В 1912-м организуется принципиально новое производство ДВС (в частности - дизелей для подводных лодок).. В 1914-м выпуск сельхозмашин сворачивается, вместо него организуется производство вагонов. В 1912 году завод принимает заказ морского министерства на изготовление котлов для "Императрицы Марии", а в 1914-м — котлов для крейсера «Адмирал Нахимов». В 1916-м общий объем выпускаемой продукции превышает уровень 13-го года более чем в 4 раза, и составляет 19 млн. 53 тыс. руб. А в 1920-м - это уже руина. На заводе сохраняется только производство чугунного, стального, меднго литья и котельного листа. На уровень производства 16-го года завод выходит только в начале тридцатых. Примерно такие же истории можно рассказать и про другие заводы, входившие в «Паровозный союз»: Коломенский, Путиловский, Брянский, Сормовский, и Луганский. Кстати, стоит все же признать, что заложенная в РИ транспортная инфраструктура стала основой дальнейшенй индустриализации, неплохо выполняя свои функции. Достаточно вспомнить, что с 1880-го по 1917 в РИ построено 58251 км железных дорог, а в СССР с 1921 по 1956 - 36250, темп прироста протяженности железнодорожных путей в РИ составлял 1575 км в год, а в СССР - 955 км.
Факт остается фактом - без революции и гражданской войны стартовые условия для индустриализации были бы неизмеримо лучше. Собственно, уровень промышленного развития России в 1918-м в таком случае примерно соответствовал бы 32-33 годам.
Связь в первые месяцы войны оказалась частично нарушенной, а на некоторых направлениях и полностью прерванной, что вело к потере управления войсками. Поэтому восстановление ее явилось одной из первостепенных задач, выполняя которую красноармейцы, рискуя жизнью, проявляли беспримерные образцы отваги. В сжатые сроки были проложены линии связи Москва–Ленинград через Ладожское озеро, Сталинград–Элиста–Невинномысск и др.
А при обороне русских войск немцам удавалось чрезвычайно быстро для русского командования сбивать заслоны, пусть и правильно расставленные. Это вызывало быструю дезорганизацию и потерю управляемости. Так, в бою под Сталлупененом 4 (17) августа вышедший во фланг 27–й пехотной дивизии германский отряд в составе 4 батальонов, 1 эскадрона и 5 батарей вынудил к беспорядочному отходу части, которые в общей сложности насчитывали 20 батальонов. В ночь на 8 (21) августа германская авиация временно прервала телеграфное сообщение между штабами Ренненкампфа и Жилинского. Генерал Самсонов, покинув 15 (28) августа командный пункт армии и сняв телеграфный аппарат, практически полностью утратил контроль над соединениями своей армии и фактически оставил ее безо всякого руководства. Его примеру следовали и другие командиры. Больше того, даже при наличии средств слабая культура связи приводила к какофонии. В конечном итоге запоздал и приказ на общее отступление. Характерна реакция генерала Данилова на известие об отсутствии связи с командующим армией (!): «Отсутствие связи с Самсоновым, конечно, тяжко, но ведь у него пять корпусов, и едва ли неудача там может иметь решающее значение, особенно если Ренненкампф не будет заниматься Кёнигсбергом, на что, к сожалению, есть признаки, а заслонившись от него, поторопится войти в оперативную связь со 2–й армией». Разрыв между этими армиями составлял по прямой всего 30 км, но благоприятный момент для соединения был упущен. По выражению С. Г. Нелиповича, «практически центр и каждый фланг 2–й армии действовали уже третий день по собственному усмотрению, не считаясь с положением соседей и не имея связи». И на нижних уровнях в бою управление быстро терялось: «Принужден откровенно сказать, что полк я потерял. Еще в самом начале боя, я лично повел 4–й баталион к дер. Михалкен и там расположил его, возложив на него задачу прикрывать левый фланг боевого порядка корпуса. Вернулся я уже в темноте и остальных 3–х баталионов не нашел. Все попытки установить с ними связь не привели ни к чему. Я разослал всех имевшихся в моем распоряжении конных. Наконец, послал адъютанта и сейчас остался совершенно один».
То же встречалось и на других фронтах, как писал A. A. Зайцов, «главной помехой в наступлении 21 августа были не австрийцы, а отсутствие связи и карт, а также неясность общей обстановки». И даже в апреле 1915 г. «в первый же день отхода оказалось, что штаб корпуса снял свои провода и ушел «неизвестно куда». Хотя этот корпус располагал 15 км кабеля и 5 телефонными аппаратами, состоящими при штабе корпуса, имелась телеграфная рота с 50 км воздушного и 35 км подземного кабеля с 12 телеграфными аппаратами. То есть слабая управляемость, в чем позднее будут упрекать советскую армию, имела, увы, глубокие корни…
В те далекие времена, металлическое судостроение было доступно очень немногим странам.
По уровню передовых технологий, это примерно соответствует нынешним 22нм, на 450мм пластинах.
И тем не мение РИ этими технологиями владела и корабли строила, а вот Япония неосилила,- покупала в Европе.
Факт остается фактом - без революции и гражданской войны стартовые условия для индустриализации были бы неизмеримо лучше.
Собственно, уровень промышленного развития России в 1918-м в таком случае примерно соответствовал бы 32-33 годам.
17 июня 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.