Для полноты, конечно, желательно бы найти оригиналы публикаций в «ИР».
Хочу сказать о другом. Я просмотрел все страницы форума и не нашел ничего про Дальневосточный научный флот: ни фото, ни публикаций. В частности, институт где я работал- ДВНИГМИ, затем ДВНИИ, имел десять кораблей океанского плавания. Из крупных: «Академик Королёв»; «Академик Ширшов»; «Волна»; «Прилив»; «Прибой»; «Океан»; старый «Шокальский»; старый «Воейков»…
=========
Расскажу историю, в которой мне пришлось участвовать много лет назад. После окончания института в 1971г. у меня было свободное распределение, и я устроился в Дальневосточный научно-исследовательский институт (ДВНИГМИ, затем ДВНИИ Владивосток) в отдел морских экспедиций, в штат судов загранплавания. В течение пятнадцати лет ходил старшим инженером и начальником отряда радиотехники сначала на «Волне», а затем на «Приливе». В зимний рейс (первый пуск ракет М6 на Дальнем востоке) 1975г., 31 января НИСП «Прилив» в Беринговом море накрыл жесточайший ураган. Средняя скорость ветра достигла 44 - 47 м/сек, высота волны доходила до 18 и более метров: максимальную высоту определить не получилось - предназначенный для этого маркер на баке сломало и смыло волнами. Снаружи стоял рёв (другим словом не опишешь), как от сотни реактивных бомбардировщиков. Море и небо смешались в одну мутно-белую среду, из которой на лобовую надстройку периодически обваливались гигантские серые глыбы воды. Удар такой волны в лоб трудно описать. Отдаленно можно представить, как если бы автомобиль на полной скорости врезался в бетонную стену, только на его месте- корабль массой в пять с половиной тысяч тонн… При таком ударе невозможно было устоять даже цепляясь за леер. Утром, когда шторм еще не достиг максимума, завтрак для всех устроили в столовой команды. В это время произошел первый мощнейший удар. Судно, словно котёнка, резко швырнуло с креном до 40 градусов на правый борт. Кто успел, вцепились за свой стол, а каждый рассчитан на двадцать человек… Средний стол с треском оторвался от палубы и вместе с людьми полетел на переборку. Я был за третьим и едва удержался- буквально лёг на него, держась за противоположный бортик. Точно также, на боцманском столе лежит наш боцман Коля Носевич, смотрим друг на друга, а оторваться невозможно: кучу- мала из людей, сорванной мебели, битой и целой посуды дважды проносит мимо и бьёт об переборки. Я тогда сильно рассёк правую руку: даже не заметил чем. В течение нескольких следующих часов «Прилив» ложило периодически с креном до 46 градусов. С бака и полубака сорвало и смыло все вентиляционные грибки вместе с электромоторами. Восьмитонную гидрологическую стрелу вырвало из фундамента и смыло за борт. Грузовой кран на полубаке, стальные трапы, леера – всё было жутко разодрано и искорежено волнами. В кают-компании разбило два прямоугольных иллюминатора из бронестекла. А каждый такой иллюминатор был размером, как пол двери. Один электромотор вентилятора, пролетев с водой через помещение, насквозь пробил переборку буфета и разнёс шкаф с посудой. Вышибло внешнюю лобовую стальную дверь выхода на полубак. Через эти дыры после каждого удара гигантской волны, вода с рёвом, под огромным напором прорывалась внутрь. Вся носовая часть «Прилива» обесточилась. В темноте стоял жуткий треск, грохот и бульканье воды, отчаянные крики людей. Моя каюта была расположена на главной палубе, ближе к корме. По расписанию я и прикомандированный ракетчик из Капустина Яра находились в левом коридоре у кормового выхода. С каждым накатом волны через выбитую дверь вода влетала в коридор. Чтобы не ударило о переборки приходилось изо всех сил цепляться за леер, барахтаясь в ледяной воде. До подволока оставалось воздушное пространство, где помещалась только голова. Через несколько секунд вода уходила по вертикальным трапам на нижнюю палубу и дальше. У некоторых членов экипажа сдали нервы: стали переодеваться в чистое и отрешенно ждать решения судьбы…
Но большинство отчаянно боролись за живучесть судна. Главный механик и главный электромеханик спустились в машинное отделение и руководили там аварийными работами на местах. Высота некоторых волн была такой, что иногда вода через кожух выхлопных труб обрушивалась сверху в машинное отделение. Нельзя было допустить, чтобы заглохли дизели. Это был бы конец кораблю. «Прилив» еле-еле удерживался носом навстречу гигантским водяным горбам, медленно поднимался на вершину, а затем стремительно падал вниз, как «кукурузник» - в воздушную яму, дальше удар невероятной силы: казалось, что этот последний и судно больше не всплывёт… Все помпы работали на максимальной мощности. Главный электромеханик на центральном щите перевел автоматы на ручное удержание и вместе с помощниками вручную держали приводы, чтобы не выключилось электропитание помп и топливных насосов. Некоторое время отсутствовала радиосвязь – сломало две штыревые антенны коротковолновой связи. В кают-компании аварийная команда изнутри завела щиты и доски на разбитые иллюминаторы. Несколько раз их ломало, разбивало и сносило но, в конце концов, пластыри закрепили. Вместо выбитой двери, после нескольких попыток (при этом выбило и декоративную, и пожарную двери) удалось закрыть вторую, аварийную дверь. Поступление воды внутрь остановили. Однако крен судна иногда достигал очень опасной величины. Паспортный угол закатывания корабля равнялся 56 градусов (если крен его превышает, то судно делает «оверкиль»…), а «Прилив» ложило до 46 градусов, по показаниям приборов, и чем больше был крен, тем заметно медленнее судно выходило из него . Здесь выручил опыт капитана Симонова. После 12 часов дня ураган стал слабеть…
Замечу, что во Владивостоке сначала не верили сообщениям с «Прилива» даже когда Симонов дал аварийное оповещение: «всем следить за мной», что предшествует сигналу «SOS». По данным Владивосток-метео погода в районе нахождения судна была… нормальная!! В паре десятков миль от нас штормовало грузовое судно, тоннажем 15000т., что в три раза было больше нашего «Прилива». У грузовика ударами волн сдвинуло крышку трюма и он стал подавать сигналы «SOS». Только после этого на берегу поняли, в каком опасном положении оказались корабли.