G.s.> Уже при взгляде на их картинки с хвостовыми решетчатыми рулями становится ясно: дилетанты.
Вот выдержки от Андрея Суворова:
А.С.> Это не так, жёсткость решетчатых рулей лучше, но несильно. Если б ты сделал треугольные ячейки, можно было б выиграть больше, но это нетехнологично.А.С.> Главное достоинство решётчатых рулей, применительно к этой ракете - это то, что их удобно складывать, прижимая к корпусу. На "Тополе" они используются по той же причине - разворачиваются в момент выхода ракеты из контейнера.А.С.> Второе достоинство - для того же управляющего момента нужен меньший момент от рулевой машины. Что позволяет выиграть на весе рулевых машин. ну и остального связанного добра.А.С.> Остальные достоинства менее существенны. Индуктивное сопротивление у решётчатых рулей может быть и меньше, чем у классики, но интерференция действительно присутствует и выходит баш на баш. … А, то есть, крепления мотора служат и креплением стабилизаторов? … Это не так, жёсткость решетчатых рулей лучше, но несильно. Если б ты сделал треугольные ячейки, можно было б выиграть больше, но это нетехнологично. … Главное достоинство решётчатых рулей, применительно к этой ракете - это то, что их удобно складывать, прижимая к корпусу. На "Тополе" они используются по той же причине - разворачиваются в момент выхода ракеты из контейнера. Второе достоинство - для того же управляющего момента…
// Ракетомодельный
Б.г.> Чем хороши решётчатые рули - у них область линейности гораздо шире. У "пера" критический угол атаки в районе 20 градусов, а у решёток вдвое больше. … Нет, рули не отклонялись на максимум. Угол отклонения рулей был пропорционален k1*угол отклонения продольной оси ракеты от заданного положения плюс k2*(угловая скорость по этой оси). Изначально k1 и k2 были постоянными (для рыскания и тангажа одинаковыми, для крена - сначала в 4, потом в 8 раз меньше). Если бы не задержка, вносимая рулевыми машинками, этого было бы достаточно, несмотря на то, что фактически, в формуле незримо присутствует ещё один коэффициент, пропорциональный скоростному…
// Ракетомодельный
Б.г.> Главный недостаток решётчатых рулей - большее лобовое сопротивление.Б.г.> Главное достоинство - меньшее изменение характеристик при переходе на сверхзвук.Б.г.> Ещё у них меньше шарнирный момент, т.е. рулевая машинка получается менее мощной и более лёгкой. Этого, в принципе, можно добиться и на классике, но тогда на дозвуке момент будет направлен против отклонения, а на сверхзвуке - по отклонению. Т.е. на сверхзвуке момент будет отклонять руль ещё дальше. … … Ну, время, руль вернётся в исходное, тогда, когда получит команду. При большом возвращающем моменте он получит команду раньше. … Почему многократно превосходящим-то, рули отклоняются быстрее и в нейтраль ставятся быстрее. В самом первом полёте, где управление было только по крену, мы уже увидели эти автоколебания, амплитуда у них не росла, а частота росла, пока не был достигнут критический уровень. Потеря устойчивости связана - щас буду ругаться матерными словами - с несоблюдением критерия…
// Ракетомодельный
Б.г.> Кроме того, решётчатые рули, в отличие от перьев, по крену практически не демпфируют... Это их недостаток. … … Ну, время, руль вернётся в исходное, тогда, когда получит команду. При большом возвращающем моменте он получит команду раньше. … Почему многократно превосходящим-то, рули отклоняются быстрее и в нейтраль ставятся быстрее. В самом первом полёте, где управление было только по крену, мы уже увидели эти автоколебания, амплитуда у них не росла, а частота росла, пока не был достигнут критический уровень. Потеря устойчивости связана - щас буду ругаться матерными словами - с несоблюдением критерия…
// Ракетомодельный
1. Про меньший момент - это ерунда. Есть потребный момент, а он зависит от управляющего и снижается из-за КПД механизмов, а они одинаковые.
2. Про критические угла атаки тоже ерунда написана. Ситуация одинаковая или даже лучше у перьев, так как у них возможностей больше для продления критических углов атаки.
3. При переходе на сверхзвук характеристики меняются так же. Из-за отсутствия наклона передней кромки, решетка оказывается хуже по запасу устойчивости, чем перо на всём скоростном диапазоне.
Всё три пункта детально просчитывал в Flow. Расчёты не сошлись с ИМХО Суворова. И это только тип формы стабилизаторов. Самому было интересно разобраться для себя и своих ракет, а вдруг и в самом деле у решеток есть плюсы. Но только один плюс есть - это компактность при складывании и всё.