iodaruk> Это маркетенинг и ничего больше.
1. Поле зрения человека — ~90° по вертикали и 160—170° по горизонтали. Вообще, человек очень фигово ориентируется по вертикали — и зрение напрягается при вертикальном позиционировании, и головой кивать сложнее, чем мотать, и искажения по восприятию высоты много больше, и разрешение по горизонтали выше — особенности среды обитания. Физиология наша формировалась явно в домаркетинговые времена

2. Уже упомянутое золотое сечение (возможно, следует из пункта 1) — тоже формировалось задолго до маркетинга

Формат 4:3, вообще, был введён совершенно от балды Люмьерами (точнее, не совсем от балды, им нравилось, что 4²+3²=5²) и пошёл в жизнь из кино. При чём само кино очень быстро (и тоже до всякого «маркетинга») стало переориентироваться на «широкий экран».
iodaruk> 70 лет ВСЕ жили на формате 4*3
Да ты што! Неужели в кинотеатр никогда не ходил?
iodaruk> Рухнул ссср-и попала вожжа под хвост-давай 16*9...
Вообще-то, в кино СССР был популярен Sovscope70, который составлял 2,2:1 (аналог Тодд-АО 1955-го года).
iodaruk> Сколько лет фото жило на формате 3*2-страшно вспоминать.
Да и сейчас на нём в основном живёт
iodaruk> В конце концов-кропнуть можно хоть до 1к2-объектив ВСЁ РАВНО КРУГЛЫЙ
Можно. Но кропнутый 4:3 до 1,5:1 будет иметь чуть меньшую ширину, чем оригинальный 1,5:1