Несмотря на резкое падение спроса, девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки. Их рецепт выживания — сокращение объемов строительства и создание дефицита
// monocle.ru
Четырехлетний период развития рынка новостроек, когда цены быстро росли, завершился, сменившись трудным периодом выживания стройкомплекса. Причинами сложностей стали отмена льготной ипотеки и крайне высокая ключевая ставка Центробанка. Кроме того, в перспективе просматривается смена приоритетов: существующая модель рынка — много маленьких дорогих квартир в многоэтажках — не соответствует демографическим вызовам страны.
Разворот рынка
В июле программа льготной ипотеки на новостройки завершилась.
Власти ввели ее в 2020 году, чтобы спасти девелоперов, а затем в течение четырех лет «забывали» отменить, несмотря на рекордные прибыли застройщиков. В том же июле Центробанк поднял ключевую ставку до 18%. Это коренным образом развернуло рынок. По данным портала Dataflat.ru,
к концу ноября количество сделок в Москве сократилось на 27%, а в Санкт-Петербурге — на 52%.
...
Ситуация усугубляется высокой закредитованностью девелоперов. Опьяненные успехом последних четырех лет, застройщики активно скупали земельные участки, открывали офисы в новых регионах, инвестировали в стартапы. Эксперты говорят, что «жирка» у компаний в этой сфере очень мало: всю прибыль они вкладывали в покупку и развитие новых проектов.
Дадут ли упасть ценам
Российский рынок жилья за последние двадцать лет пережил два острых кризиса, и каждый приводил к ощутимому падению цен. «Кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов прошли по схожим сценариям. В первой фазе — месяц-полтора ажиотажного спроса. Во второй - рынок на шесть-восемь месяцев впадает в ступор: продаж очень мало. В это время происходит скрытое или открытое падение цен, а затем рынок перезапускается на новом, более низком ценовом уровне, — объясняет независимый аналитик Юрий Кочетков. — В 2008–2009 годах жилье подешевело на 35–40 процентов в валюте — цены на квартиры тогда номинировались в долларах. В 2014–2015 годах они снизились процентов на десять в рублях, в пересчете на валюту — на 25».
Ждать ли существенного уменьшения стоимости квадратных метров в текущий кризис? Банки и девелоперы пока утверждают, что не допустят такого.
Они объясняют это изменением архитектуры рынка. До 2020 года новостройки возводились по схеме долевого строительства, когда девелоперы сами продавали квартиры на этапе котлована. Столкнувшись с падением спроса, компании были вынуждены снижать цены для продолжения стройки. Сейчас все работы ведутся с использованием проектного финансирования, так что стройка продолжится даже при отсутствии продаж.
Другой фактор, препятствующий снижению цен, — резкий рост себестоимости.
Но наиболее серьезным выглядит вклад в общую себестоимость со стороны банков. «Сегодня доля затрат застройщиков на проектное финансирование (с учетом оплаты процентов) достигает 40–45 процентов от себестоимости строительства. Годом ранее этот показатель составлял порядка 30–35 процентов», — говорит Руслан Сырцов. Банки зарабатывают на выдаче бридж-кредитов на покупку земли, на проектном финансировании, на ипотеке, на комиссиях девелоперов, в том числе за выдачу субсидированной ипотеки, — все это в итоге включается в итоговую стоимость продукта. Кредитные организации стали главными противниками снижения цен на жилье, ведь это означает удешевление залогов, их переоценку и т. д.
После отмены государственной льготной ипотеки главным источником денег для строительных компаний стала семейная ипотека, у некоторых девелоперов ее доля доходит до 50–60% от общего объема сделок. Причем «семейка» превратилась в инвестиционный инструмент: семьи берут по три-четыре ипотечных кредита, чтобы заработать на льготной ставке. Власти же пока делают вид, что не замечают этого.
Важный элемент стимулирования спроса — выдача рассрочек. «За четыре года доля рассрочек увеличилась с 5 до 35 процентов», — рассказывает генеральный директор компании GMK Сергей Разуваев. Большинство получателей рассрочек рассчитывают, что к моменту завершения строительства ставки по ипотеке опустятся и можно будет взять дешевый кредит. Это создает дополнительные риски, но важнее другое. Рассрочки для застройщика — специфический и не очень выгодный инструмент. Рассрочка законодательно плохо отрегулирована, ее трудно администрировать — в частности, могут возникнуть сложности, если покупатель перестанет вносить платежи. К тому же это не очень выгодно: квартира продана, но на эскроу-счет поступила лишь небольшая часть суммы, а значит, кредит на стройку предоставляется по высокой ставке.
Как государство собирается спасать девелоперов
После четырех лет мощной поддержки отрасли застройщики не сомневаются, что государство вновь поможет им пережить кризисные времена. Проблема в том, что во время СВО возможности бюджета сильно ограничены. Тем не менее власти вряд ли позволят стройке «лечь»: эта отрасль имеет самый высокий мультипликатор в экономике. Вице-премьер Марат Хуснуллин уже объявил, что новый пакет мер для девелоперов подготовлен.
В частности, объявляется мораторий на взыскание неустоек и штрафов за просрочку сдачи новостроек. Такой мораторий впервые был введен в 2020 году и с тех пор несколько раз продлевался — теперь еще на год. Для девелоперов это важнейшая мера поддержки, позволяющая затягивать сроки строительства. Некоторые компании могут вообще заморозить свои проекты, ожидая снижения ключевой ставки и, соответственно, появления проектного финансирования.
Другой инструмент поддержки — мораторий на банкротство девелоперов сроком на год.
Итог третий: нынешняя система оказалась еще и архизатратной. На субсидирование ипотечных ставок государство только в 2024 году потратило 750 млрд рублей. Но это не предел: в 2025-м на те же цели — новую семейную ипотеку и субсидирование процентов по выданным ранее льготным кредитам на новостройки — из бюджета будут выделены астрономические 1,2 трлн. И обязательства по этим выплатам государство взяло на себя на десятилетия вперед.
Столь серьезные дисбалансы свидетельствуют о кризисе существующей модели рынка. О необходимости ее смены уже заговорили эксперты.
«Рынок новостроек дошел до сюрреалистического состояния. Он не соответствует ни возможностям населения, ни запросам государства — его ожидает структурная трансформация. Если этого не произойдет, не исключена некая управляемая национализация жилищного строительства в России, — полагает руководитель аналитического центра “Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU” Олег Репченко. — Цели государства и застройщиков кардинально расходятся. Значительная доля предложения — это компактные студии, однокомнатные квартиры и евродвушки. А для решения демографической проблемы нужны большие квартиры». То есть нынешняя модель жилищного рынка — маленькие и очень дорогие квартиры в высотных домах — противоречит нашим демографическим вызовам и задачам.