[image]

Россия, которую мы потеряли © - 2021

Продолжаем тут
 
1 83 84 85 86 87 88 89

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Iva> то что здесь описано - это условия жизни гастарбайтеров. Т.е. крестьян приехавших в город на заработки в зимнее время.
Iva> Его волнует только сколько он денег привезет домой в деревню. А жилье должно стоить минимум.

Да-да, конечно. Только про них (ну ладно, оставим за скобками, что даже полгода держать человека в абсолютно скотских условиях - это в порядке вещей, да всего ж в течение полугода, что вы, право, чем недовольны?).

А что там пишут и про семейных в таких же условиях - не, это не видим.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Iva

Иноагент

☠☠☠
Fakir> Да-да, конечно. Только про них (ну ладно, оставим за скобками, что даже полгода держать человека в абсолютно скотских условиях - это в порядке вещей, да всего ж в течение полугода, что вы, право, чем недовольны?).

человек сам выбирает такие условия. У него дома немного лучше.
Ты в избе бывал (музее того времени)? там все вместе и даже без перегородок. Одна теплая комната на всех зимой.

Fakir> А что там пишут и про семейных в таких же условиях - не, это не видим.

так семьями ездили на заработки в город. Не все, но существенно.

Вся критика и ужас описания исходят из людей с совсем другим уровнем жизни и другими привычками - когда отсутствие собственной комнаты - это кромешный ужас. А для подавляющего большинства страны тогда - это норма.
   131.0.0.0131.0.0.0

HT

опытный

А.И. Шингарёв. Вымирающая деревня. 1907.С. 139:
Грудных детей носят не очень аккуратно и не все матери готовы носить детей почаще, на указания большой опасности летней поры для самых маленьких детей, большую смертность их в это время сльшатся и до сих пор иногда пророческие ответы матерей: «Вот еще, что выдумали! Да если бы дети не мёрли, что бы с ними и делать, и так самим есть нечего, скоро и избы новой негде будет поставить!» Этот беспощадный вывод житейского реализма указывал я в своём отчёте за 1900 год, это суровое умозаключение полуголодной крестьянки могло иметь место только в некультурной среде безземельной деревни, очерствившей душу и озлобивший ум вечной погоней за куском хлеба. Тут усиленная смертность детей не является нежелательным антисанитарным явлением, не призаётся за "народное бедствие", не требует борьбы. Смерть - желанная избавительница от лишнего рта для родителей, от бесконечной безысходной нужды для ребёнка.
 

Горячий привет РКМПшникам.
   131.0.0.0131.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Iva> человек сам выбирает такие условия.

Ага-ага, выбор у него широчайший. Не хочет есть хлеб с лебедой или ивовой корой? (а чо, есть же выбор!) Так пусть ест пирожные! (выбора еще больше!)

Iva> У него дома немного лучше.

Это верно. Может и еще хуже порой, кто его знает.
О чём и речь - вот весь этот градус убожества. Который скорее растёт, т.к. аграрное перенаселение.

Iva> так семьями ездили на заработки в город. Не все, но существенно.

Как раз в случае отходничества очень малая доля семейно.

Iva> Вся критика и ужас описания исходят из людей с совсем другим уровнем жизни и другими привычками - когда отсутствие собственной комнаты - это кромешный ужас. А для подавляющего большинства страны тогда - это норма.

Это так. Но в том-то и хтонический ужас, что подобная ж.па была нормой.

(и это та самая вещь, к-й не понимают обличители бараков, коммуналок и тем более хрущовок - последние самые смешные люди)
   

Iva

Иноагент

☠☠☠
Fakir> Это так. Но в том-то и хтонический ужас, что подобная ж.па была нормой.
Fakir> (и это та самая вещь, к-й не понимают обличители бараков, коммуналок и тем более хрущовок - последние самые смешные люди)

так понимаешь, кроме описанных условий - было нормальное жилье для рабочих.
а при СССР до Хрущева - нормой стал тот хронический ужас.

а отдельная комната была уделом мизерного количества людей. Только в 2000-х их количество стало большим.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Мемуарная литература - генерал М.Коробейников о своём детстве. Это 1920-е, но глухая деревня, там, скорее всего, бОльшая часть повседневных привычек, обычаев, взаимоотношений, взглядов на жизнь еще во многом совпадает с 1900-1910-ми. В любом случае, это безусловно описание "России, которую мы потеряли", которой больше (наверное?) нет - хотя по множеству моментов остаётся только радоваться, что такого больше нет.
Особенная ценность в том, что о собственном жизненном опыте рассказывает доктор психологических наук - т.е. человек имеет и общее понимание и широту взглядов, и личный взгляд изнутри, т.к. он вышел из этой среды. Аналогов для 1900-1910-х, вероятно, просто нет - имею в виду, людей, вышедших из среды самого бедного крестьянства, и способных ретроспективно рассмотреть и рассказать свою жизнь и окружающую действительность с позиции современного образованного человека.



Бабка Парашкева, моя бабушка по отцу, рассказывала не однажды, что родился я в поле, во время ржаной страды. Естественно, не было рядом ни врача, ни медицинской сестры.
"Были кругом мужики и бабы, - как-то вспоминала она о моем рождении, - дак ведь от них что проку. Одна надёжа на бога да вот на эти самые, - бабушка протягивала ко мне жилистые, узловатые старые руки. - Вот этими самыми я приняла только у Серафимы, у матери твоей, шесть младенцев до тебя. Ты был седьмой, потому и счастливый. И после тебя троих. Все живы были. Последних двух матерь твоя в больнице принесла, так те померли".

В другой раз бабка Парашкева вспоминала (признаться, я любил слушать ее рассказы):
"Отец-то твой, а мой сын Егор Ефимович, зимой дома не жил, и так было до той самой поры, когда коммуна образовалась. Уезжал на заработки в Вахруши, на кожевенный завод. Здоров больно был: кожи носил. Зим, поди, двадцать эдак-то. Годов с двенадцати пошел. А летом крестьянствовал: пахал, сеял, жал, молотил. Ну, как мужик. Потом, когда в возраст вошел, женился на Серафиме, на матери твоей. Из Шаляпинок взял. В своей деревне, на Малом-то Перелазе, не нашел, вишь ли. Приедет, бывало, с заработков, мы уж его ждем как бога, а он только гостинцев да подарков привезет, всю деревню одарит. Да и проку что: денег никогда не привозил, то ли проедал, то ли пропивал, то ли еще на кого расходовал. Вот он приедет с заработков, не успеем оглянуться - лето у нас короткое, - а уж уезжать пора. Только уедет, глядишь, а по деревне слух идет: "Егор Перелазов ушел на заработки, а Серафима-то опять тяжелая". Больно уж мать-то твоя приемистая баба была.

А вот уж перед тобой-то Егор до глубокой осени дома задержался. Как сейчас помню, только на казанскую, в октябре, отчалил. В тот год ранняя зима была. Утром на санях уехал. Жалко ему, видно, с Серафимой было расставаться. В тот приезд почему-то уж больно он ее взлюбил. Не то что в прежние разы - все больше пил с мужиками. Говорят, в Вахрушах-то баба у него была. А тут незнамо почему уж так за матерью ходил, как за молодой. Любил, видно, окаянный. Да и, правду сказать, было за что. Баба она была баская больно. Ни один мужик мимо не пройдет, каждый норовит поговорить, да посмотреть, да ущипнуть ее. Ну, я ругалась, конечно. Уж так он ее любил в тот раз, будто женился на ней в первый год. А кто на казанскую женится, известное дело, тот счастлив с бабой-то будет. Вот в тот приезд Егора они тебе жизнь-то и дали. Потому ты баской такой. Нет, все у Серафимы хороши, ничего не скажешь, а ты лучше всех, бастее, или, как сейчас говорят, красивше.

Вот он, отец-то твой, любил-любил Серафиму, ходил-ходил за ней все лето да на три года и пропал. Вернулся от бабы-то той, от городской-то, дак ты уж совсем большой был, бегал и матери подсоблял.

Ну и что же? Родился ты как раз в ильин день, когда страда ржаная заканчивалась. Убирали рожь, значит. Все лето было сухое. Рожь была плохая, да и та осыпалась, дак не только мужики и бабы вышли в поле, но и старики, и старухи, и дети малые. В страду-то вся деревня будто вымирает. Никого нет, все дома пустые. Никто не ходит и не ездит. На улице, на дороге пыль лежит, чистый бархат. Собаки не увидишь, не то что человека какого.

Вообще-то на ильин день у нас в поле прежде не работали. Вся деревня гуляла. А тут глянь - рожь осыпается. Делать нечего, пошли-повалили. И Серафима пошла, хотя тяжелая была, все знали. Кланялась она, кланялась ржи - матушке-кормилице, мучилась. Дак ведь известное дело наше бабье: в первые дни, как начнешь жать, поясница болит, разламывается, а вожнешься, так ничего. Вот будто и ничего, жнет баба и жнет, и горя мало. А потом, когда уже совсем знойко стало, смотрю, взяла мати-то твоя да упала. Ты тут и закричал на все поле, такой горластый был. Живучий, думаю.

И вот, гляди, положили тебя на солому. Потому тебе все-то бог и дает - и разуму и веселья, - что ты на первой соломе родился, на ильинской перине спал. Знамо дело, ильинская солома - первеющая деревенская постель. К тому же новиной белой, совсем новехонькой покрыт был - Серафима, та в единоличной жизни ткать любила, мастерица была.

В тот ильин день до обеду жарко было, первый гром страсть как грохотал. А после обеду будто осень началась. Сначала тучи-то на небе все по ветру шли, а тут против ветру поплыли, испугали всех. Вот когда к вечеру с поля пошли, проливной хлынул. У нас ведь ильинским-то дождем каждый умыться норовит - от призору да болезней хранит. И тебя приоткрыли, когда несли, тоже водой из-под грозы окатили, чтобы здоров был. Это ведь сейчас их, паразитов (так бабушка называла своих правнуков), тетешкают. Раньше-то куды проще было: здоровый - так жив будет, а больной - так туды ему и дорога, прости меня, господи.

Вечером, помню, баранью голову на стол поставили. Не для тебя, конечно, припасли, не подумай, да пригодилась - все какой-никакой человек родился. А ночью от грозы Содомовцы загорелись - вот страху было!

Ты ведь мне больно дорог! Я, а никто другой, принимала тебя, пуповину перегрызла сама. Бабы-то, бестолковые, серп подают мне. А я вот этими самыми. - Тут бабка Парашкева открывала рот и пальцем тыкала в остатки того, что некогда называлось зубами. - Только они тогда, не подумай, были крепкие да белые, будто репа".


   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Мемуарная литература - генерал М.Коробейников о своём детстве.
Fakir> https://profilib.org/.../maksim-korobeynikov-ya-togda-tebya-zabudu.php



За молоком для Саньки
...

Когда Санька подрос и ему пошел второй год (а мне пятый), у мамы иссякло молоко; она натерла соски красным астраханским стручком и отучила Саньку сосать грудь.
Вот весной-то и возникла во мне особая нужда. Оказалось, что наша корова недойная, или, как говорили в деревне, переходница, межмолок. Саньку кормить стало нечем. Надо было у кого-то просить молока для Саньки.

Сначала мы с мамой пошли к тетке Анне, маминой двоюродной сестре. Вдвоем с мужем тетка Анна жила в новом доме с железной крышей. Муж ее, Алеша-зять, был работящий и скупой мужик. Но мы знали, что у тетки Анны три коровы и телка, и потому шли уверенно и спокойно.

Придя к Анне, мама начала разговор:
- Не дашь ли, Аннушка, хоть сулеечку в день для Саньки? Совсем нечем робенка кормить. Заумрет ведь.
Анна нас обидела:
- Ты, Серафима, к чему это брюхо-то больно распустила? Что ни год, то робенок!
- Дак ведь че делать-то! - оправдывалась мама. - Бают, в городе че-то делают, а уж нам куда. Мы рожать должны.
- Ну дак и плоди нищих-то. Мало их у нас по Расее-то ходят.


Обе стояли, надувшись друг на друга. У тетки Анны детей не было. Но она, показалось, смягчилась:
- А потом я те, Серафима, что скажу: Алексея бы спросить надо. Кабы не обиделся. Он хозяин-то.
- Да как же, Аннушка, - удивилась мама, - какой же он хозяин? Он же в дом к тебе вошел. Какой же он хозяин?
- А вот какой-никакой. Может, для тя мужик-то и ниче не значит, а я без него не могу решиться.

Мы долго ждали Алешу-зятя. Тетка Анна угостила нас шаньгами - не чужие мы с ней, слава богу.
Оказалось, что ждали напрасно. Алеша-зять был неумолим:
- Дак ведь мы, кума, молоко-то сдаем на маслозавод в Шаляпинки. Как же, выходит, из-за твоего робенка контрак разрывать?

Тогда мы с мамой пошли в Шаляпинки, к другой ее двоюродной сестре, тетке Дарье, и та пообещала давать ежедневно для Саньки молока от своей коровы.
- Много я тебе дать не могу, - говорила она, - у меня у самой их трое. А чем, как не молоком, кормить их будешь при нашей-то жизни? Сулеечку утром налью. Мы не чужие, слава богу.
Мы с мамой из Шаляпинок вернулись веселые.
- Есть же добрые люди, - рассказывала мама всем, - у самой трое на молоке сидят, а поди ты, нальет сулеечку.
Обязанность ходить за молоком для Саньки была возложена на меня. До Шаляпинок от Малого Перелаза была одна верста. Если идти напрямик, то и того меньше.

...

Иногда молоко раньше времени начинало скисать. И мне было обидно до боли и горько до слез от слов мамы:
- Вишь, молоко-то дрогнуло. Ты смотри, Ефимка, не отпивай от сулейки-то. Мотри, скиснет.
Я с обидой и горечью отвечал:
- Пускай тогда Василей ходит, если не веришь мне. Уж он-то тебе принесет в сулеечке.
Василий мне как-то уже говорил:
- Ты молока-то немного пей. А чтобы не заметили, так в сулеечку воды подливай. Не будь дураком-то.
А мама, предвидя возможность таких проделок, говорила:
- Ты, Ефимка, не дай бог, воды в сулеечку-то не налей. Санька помрет.
Мне не хотелось, чтобы Санька умирал. Поэтому советом брата я не воспользовался ни разу.

...

Иногда молоко, которое я по-прежнему ежедневно ношу от тетки Дарьи, скисает.
- Слышь, Серафим! - кричит маме бабка Парашкева. - Молоко-то задохлось под крышкой. Эдак-то хоть ведро принеси, не хватит.
Мама говорит, что сбегает в деревню, попросит у кого-нибудь крупы или муки и что-нибудь сделает, чтобы молоко не пропало. Но бабка Парашкева возражает:
- Ох, испотачишь ты свово Саньку. Вишь, приучила к молоку, избаловала. Повадки какие завел, жевку не хочет. Барин какой растет!

...


   
+
+3
-
edit
 
HT> А.И. Шингарёв. Вымирающая деревня. 1907.С. 139:
HT> "…желанная избавительница от лишнего рта…": bodmich — ЖЖ
HT> Горячий привет РКМПшникам.
Царизм был проводником колониализма .
Более 70 процентов собственников в России тогда были иностранные банки или концессионеры.
Это было "развитие" России по Африканской схеме.
С той только разницей , что вместо негров из африканских деревень работали крестьяне из российских деревень.
Сильно ли развилась Африка за двести лет колониальной схемы ?
Нет , осталась бедная.
Это же ждало и Россию , если бы не Октябрь 1917.
Просто сказать.
Если хочешь чтобы на своей земле ты сам был хозяин , делай всё сам .
Этим и занялась новая власть.
   133.0133.0

Iva

Иноагент

☠☠☠
Meskiukas> Более 70 процентов собственников в России тогда были иностранные банки или концессионеры.
Meskiukas> Это было "развитие" России по Африканской схеме.

удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+2 (+3/-1)
-
edit
 
Iva> удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.

Ну так и были они почти колонией. Не давно освободившиеся.
Прикреплённые файлы:
 
   133.0133.0

tramp_

дёгтевозик
★★
Iva> удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.
А еще масса перетекающих туда капиталов вместе с их владельцами и рост экономики с развитием промки, есть совпадения с Россией - нет, ее такие же как вы и тогда и сейчас угробили либералы и демократы.
   131.0.0.0131.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
«Даже в [18]80-е годы, в период наибольших успехов панславистской пропаганды, около 40% постов в высшем командовании занимали русские немецкого происхождения. В некоторых министерствах их доля была еще выше: в Министерстве иностранных дел – 57%, в военном министерстве – 46%, в Министерстве почт и телеграфа – 62%. В целом треть всех высших государственных чиновников, армейских и морских офицеров и членов Сената были лицами немецкого происхождения, в то время как немцы составляли не более 1% населения России»[62].

[62] Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. – Вашингтон: 1991. С. 69. Цит. по: Соловей В. Д. Указ. соч. С. 124 – 125.
 
   

HT

опытный

Тарасевич Л.А. О голодании. Речь, произнесённая во втором Общем собрании X-го Пироговского Съезда (2-го мая 1907 г.).

С. 24:
"Первым попытавшимся бороться с голодом путем рациональных мер надо считать Бориса Годунова, который ввёл фиксацию цен на хлеб и общественные работы. Один из лучших исторических памятников в Москве, колокольня Ивана Великого, выстроен руками голодающих. Петр Великий применил реквизицию хлеба у имущих в пользу неимущих (в займы под расписки) — пример того, что принцип частной собственности может нарушаться правительством, когда — по его мнению этого требует общественная необходимость."

С. 25:
"Ясно, что из двух возможных ошибок — дать недостаточно или дать с избытком — более пагубной считается вторая, что нужда считается благотворной даже, лишь бы она не достигала чрезмерной степени. 3атем, во время голода 91—92 г.г. выступает стремление скрыть и замолчать факты народного бедствия, о которых запрещается и говорить и писать; преследуется даже самое слово "голод". Когда одним профессором была написана научная статья "Физиологические последствия голода", то цензура, помимо изменений в тексте, нашла нужным и заглавие переделать в "Физиологические последствия недорода"—этот анекдотического характера пример прекрасно характеризует отношение к делу. Стеснений, которые делались по отношению к лицам и учреждениям, желавшим произвести научно—статистические исследования, и не перечтешь, между тем такие исследования являются одним из необходимых обоснований для рациональных мероприятий."

С. 26:
"Народ наш относится к голодовкам сравнительно пассивно. Таких проявлений недовольства и возмущения, какие известны в истории Запада, как крестьянские войны или как последние аграрные волнения в Румынии, в России нет теперь да и раньше не бывало. Развивались нищенство, разбои, увеличивалось число преступлений против собственности — явление повсеместно наблюдаемое при повышении цен на предметы первой необходимости, и только изредка бывали небольшие волнения. В 13 в. во время голода "грабиша крамольницы торг", в 14 в. в Пскове "начали бяху грабити недобрие люди селы и дворы и клети в город" и т.д. в этом—же роде. Чем объяснить такую пассивность? Причину её некоторые склонны видеть в примиренном, фаталистическом мировоззрении, характеризующем нашего крестьянина, но ведь и само это мировоззрение должно иметь свои причины, и их естественнее всего, искать, если не полностью, то в значительной мере в вековечном недоедании. Нельзя не согласиться с проф. Бехтеревым, что "вместе с ослаблением питания организма слабеет и его нервно—психическая энергия; результатом чего развивается общая приниженность личности, её пассивность, более или менее значительное ослабление умственной работоспособности, психическая вялость и недостаток воли, и что отсюда проистекают характерные для русского народа "беспечность, равнодушие к делам личным и общественным, приниженность, нерешительность и т.д."."

С. 27:
"Чтобы лучше охарактеризовать отношение к голоданию народа, имущих и интеллигентных слоев общества, предоставим слово великому писателю земли русской, который вкладывает своему Герою — Нехлюдову следующие мысли: "Народ вымирает, привык к своему вымиранию, среди него образовались приемы жизни, свойственные вымиранию — умирание детей, сверхсильная работа женщин, недостаток пищи для всех, особенно для стариков. Итак, понемногу приходит народ в это положение, что он сам не видит всего ужаса его и не жалуется на него. А потому и мы считаем, что положение это естественно и таким и должно быть. Все это было ему теперь так ясно, то он не мог достаточно удивляться тому, как люди не видят, и он сам так долго не виделъ, того, что дети и старые мрут от того, что нет у них молока, а нет молока, потому что нет земли, чтобы пасти скотину, собирать хлеб и сено".

Итак, народ сам привык и не реагирует, а имущие классы, пользующиеся в государственном организме той—же привилегией сохранять свой status quo, несмотря на общее неблагополучие, каким пользуются мозг и сердце в организме голодающего, но только в значительно большей степени, не замечали этого и не выполняли той благородной роли, которая принадлежит настоящим мозгу и сердцу. Только в последние десятилетия общественная мысль проснулась; общество сделало попытки выполнить свою миссию; — к несчастью условия нашей жизни не дали ему, в практической области, пойти дальше простой благотворительности, совершенно бессильной перед таким огромным злом. Да и этой благотворительности ставятся препятствия."

С. 28:
"Правительство не может, конечно, накормить всех голодающих, но оно может и должно устранить препятствия, которые на каждом шагу ставятся для оказания такой помощи, оно должно дать свободный путь частной и общественной самодеятельности, ибо только благодаря ей Россия сможет вступить в семью культурных народов по своему общественному и государственному устройству — а это безусловно необходимое условие избавления, как от голодовок, так и от других разъедающих нашу родину язв."

С. 29:
"…но можно надеяться, что голос науки со временем будет услышан и понят народом, который просветится, поймет свои нужды и свои силы, и тогда, быть может, настанет день, когда по вольной и широкой ниве земли русской властно пойдет её исконный хозяин, русский крестьянин, но не как теперь голодный и измученный со своей тощей кляченкой, а так, как его себе представлял, в лице своего любимого героя — Микулы Селяниновича, наш народный эпос."
 
   133.0.0.0133.0.0.0
LT Bredonosec #24.03.2025 14:19
+
-
edit
 
 


К вопросу, почему произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция
   62.062.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
t.> А еще масса перетекающих туда капиталов вместе с их владельцами и рост экономики с развитием промки, есть совпадения с Россией - нет, ее такие же как вы и тогда и сейчас угробили либералы и демократы.

У вас просто пунктик на либералов с демократами (или "либералов" с "демократами"). Уж кого-кого, а либералов с демократами в РКМП того самого периода, когда в США бурный рост экономики, промышленности, железных (1850-1880) - курощали и третировали мало не покажется. Результат не сказать чтоб понравился. Не, конечно, некоторая "оттепель" пореформенного периода имела место - но гайки пошли обратно еще при жизни Александра II, задолго до его убийства, так что дело не в нём ("всё последнее десятилетие царствования Александра II было сплошный откатом назад" © Ключевский). И даже в самые лучшие годы не идёт ни в какое сравнение с положением в современной ему Франции-Англии-США и даже Германии с Австро-Венгрией.

Да, есть отдельные упоротые, которые поют песни, что просто "цари были слишком добрые и недостаточно курощали, и только потому..." - но это всё разбивается о первые же попавшиеся факты.
   
Это сообщение редактировалось 25.03.2025 в 12:20
+
+1
-
edit
 

spam_test

аксакал

t.> тогда и сейчас угробили либералы и демократы.
В РИ? Либералы и демократы? Скажи еще, что РИ всем заправляли жидомасоны.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
> В целом треть всех высших государственных чиновников, армейских и морских офицеров и членов Сената были лицами немецкого происхождения, в то время как немцы составляли не более 1% населения России

По старой (еще доимперской) традиции в России элиты присоединявшихся территорий интегрировались в собственную элиту, поэтому когда при Петре присоединили Прибалтику, то получили большую группу немецких дворян, которые в силу национальных и религиозных традиций тяготели к государственной службе, прежде всего к военной.

Отправная точка анализа — группа полковников как переходное звено из XIX в ХХ в. (ряд гвардейских полковников принимал участие еще в войне 1877–78 гг.). Согласно П.А. Зайончковскому, в пореформенный период постоянно росло число «генералов-немцев». К началу Первой мировой войны их процентный состав имел следующий вид: генерал-майоров — 7,3%, генерал-лейтенантов — 9,9% и полных генералов — 16,5%. Историк резюмирует: «Значительный рост немцев среди высшего генералитета говорит, бесспорно, о симпатиях императорского дома к лицам этой национальности».

Анализ конфессиональной принадлежности по гвардии и армии, отмеченных в штатных расписаниях 1903–1905 гг., дает следующую картину: 84,4 % полковников, служащих в армейских частях исповедовало православие и около 7% — лютеранство 14. В полках императорской гвардии православие исповедовало 78,7% полковников, лютеранство — 21,3%. Эта цифра почти в два раза превышает процент по общим показателям, таким образом, сказалась на конфессиональном уровне длительное время проводившаяся политика «онемечивания» отдельных гвардейских полков. При этом не учитывается общее число русифицированных немцев в гвардии, родственники/дальние родственники которых продолжали жить за границей. По понятным причинам в русской армии могли служить преимущественно подданные Российской империи.

В 1880 г. был издан указ, ограничивающий поступление немцев, выходцев из Германии и Пруссии, на русскую военную службу в качестве офицеров. Таким образом, значительный процент немцев-протестантов поступал на военную службу из Ост-Зеи. Следует отметить тот факт, что к середине XVIII в. в состав Российской империи были включены территории Прибалтики, на которых проживало в соответствие с привилегированными дворянскими списками-мартикулами: в Лифляндии 172, Эстляндии — 127 и на острове Эзель — 25 дворянских фамилий. Получив свою «маленькую Германию», российские императоры пустили остзейских баронов в различные институты государственной власти, в том числе и в армию.

Русские императоры охотно принимали немцев и шведов на военную службу. «Пронемецкая политика» объяснялась высокой исполнительностью и дисциплиной немецкого и шведского элемента, службой не столько государственно-политической абстракции, именуемой Россией, сколько непосредственно Престолу и лично императору.

В немцах на русской службе (их приток при Александре III был ограничен, и поэтому целесообразнее говорить об «остзейском дворянстве») в первую очередь ценился «врожденный солдат». Содержание данного архетипа достаточно четко сформулировал идеолог прусского юнкерства Ф.А.Л. Фон дер Марвиц. Он писал, что все немцы (речь идет о дворянской аристократии) «рождаются солдатами и должны служить всю свою жизнь, за исключением старших сыновей, которые заботятся об отце, если он стар и немощен». Есть небезосновательное указание на то, что остзейское дворянство позиционировало себя в первую очередь как носителя аутентичного «германского (прусского) духа» на русской почве.

Большинство представителей немецко-шведского элемента стремились получить высшее военное образование — окончить Николаевскую академию Генерального Штаба. Например, в л.-гв. Конном полку окончившие академию представители этой группы составляли 75%, в л.-гв. Семеновском полку — 50% (у семеновцев один «остзеец» окончил Военно-Юридическую Академию), в л.-гв. Егерском полку — 42%, в л.-гв. Драгунском полку — 29%. Стремление получить высшее военное образование, способствовавшее последующей успешной военной карьере, было связано с трудным материальным положением, в котором находились «шведы» и «остзейские бароны».

Представителям данной группы была свойственна высокая преданность правящей династии, с которой они связывали свои нравственные и моральные идеалы. В их сознании сложился устойчивый, связанный со средневековьем, стереотип «рыцарской чести». Приведем признания семеновского офицера-«остзейца» А.А. фон-Лампе: «Страна, которая приютила моих предков, стала для меня настоящей Родиной, и настолько, что я, как умирающий гладиатор, гибну, но шлю ей последний привет и питаюся одной надеждой — мое проклятие победителю приведет его к поражению и, таким образом, я, умирая, достигну цели — освобожу Родину... Родине я дал все...».

Таким образом, к началу Первой мировой войны представители немецко-шведских дворянских фамилий занимали значительное место и играли существенную роль в структуре российской императорской гвардии (а по крупному счету и военной элиты). Это касается не только рядовых офицеров отдельных гвардейских полков, но и высшего командного состава Гвардейского корпуса.

На первом этапе Первой мировой войны сложилась парадоксальная ситуация: отдельные гвардейские полки были укомплектованы более чем на 30% офицерами немецко-шведского происхождения, исповедующими разные вариации протестантизма.
 

   134.0.0.0134.0.0.0

Iva

Иноагент

☠☠☠
Fakir> Да, есть отдельные упоротые, которые поют песни, что просто "цари были слишком добрые и недостаточно курощали, и только потому..." - но это всё разбивается о первые же попавшиеся факты.

это какие факты?
сколько казненных при царях в 19 веке?

в 1848 жандармский корупс 3600 чел на всю РИ.

в ФБ мне написали. что в 1910 - аж 13 тыс, в основном охрана железных дорог.

в 1905-1907 революционеры убили на порядок больше народу, чем свирепый царский режим.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+2
-
edit
 

Мыш_и_к

аксакал

Iva> в 1905-1907 революционеры убили на порядок больше народу, чем свирепый царский режим.

Давай разбираться.
Революционеры за период с 1901 по 1916 оценочно убили порядка 17 тысяч человек.

"Добрые цари"
"если в период с 1901 по 1905 гг. по приговорам военно-окружных судов было казнено 93 человека, то в период с 1905 по 1908 гг. — 2215"
За период с 1909 по 1913 еще 2,5 тысячи.
Добавим незабвенное "Кровавое воскресенье" с 5 тысячами погибших.
И опа 9800 как с куста.
При этом за кадром у нас остаются жертвы крестьянских бунтов, коих с 1900 по 1916 было предостаточно.
За кадром остаются жертвы голодных годов. С учетом этих жертв "Добрые цари" очень сильно переплюнули революционеров

Так что не нужно обелять "Доброго царя".
   98.0.4758.10298.0.4758.102
+
-1
-
edit
 

Iva

Иноагент

☠☠☠
Iva>> в 1905-1907 революционеры убили на порядок больше народу, чем свирепый царский режим.
М.и.к.> Давай разбираться.
М.и.к.> Революционеры за период с 1901 по 1916 оценочно убили порядка 17 тысяч человек.
М.и.к.> "Добрые цари"
М.и.к.> "если в период с 1901 по 1905 гг. по приговорам военно-окружных судов было казнено 93 человека, то в период с 1905 по 1908 гг. — 2215"
М.и.к.> За период с 1909 по 1913 еще 2,5 тысячи.

ну я другие цифры видел, ну ладно. тем более с учетом ниженаписанного.
Думаю последняя цифра выше той же степени достоверности.


М.и.к.> Добавим незабвенное "Кровавое воскресенье" с 5 тысячами погибших.

вы, дорогой совсем охренели? можно источник таких цифр.

там где-то 100 человек было всего погибших. из них несколкьо десятков олицейских.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Iva

Иноагент

☠☠☠
М.и.к.> Добавим незабвенное "Кровавое воскресенье" с 5 тысячами погибших.

даже Владимир Ильич писал про 4600 убитых и РАНЕНЫХ. а вы всех скопом в убитые :)

О числе жертв Кровавого воскресенья (по поводу цифры 4 600)

В исследовании предпринят источниковедческий анализ работы В.И. Ленина «Число убитых и раненых», в которой приводилась цифра 4 600, получившая впоследствии широкое хождение в советской историографии Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Автор приходит к выводу об отсутствии оснований для признания этой цифры достоверной //  cyberleninka.ru
 

поименный список 119 человек, плюс 11 человек не опознаных.

«Кровавое воскресение» – Музей Фелицына

Время работы музея: Вт-Ср 10:00-18:00, Чт 10:00-21:00, Пт 10:00-17:00, Сб-Вс 10:00-18:00 Причины революции Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времён Русско-турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. //  Дальше — felicina.ru
 
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+1 (+2/-1)
-
edit
 

Мыш_и_к

аксакал

М.и.к.>> Добавим незабвенное "Кровавое воскресенье" с 5 тысячами погибших.
Iva> вы, дорогой совсем охренели? можно источник таких цифр.

Ну "неполживая западная пресса" сообщила о таком количестве.
Ты же ей веришь.

Iva> там где-то 100 человек было всего погибших. из них несколкьо десятков олицейских.

Опа. А кто-то меня обвиняет еще. Полицейских погибло двое. Оба застреляны солдатами.

Солдатами произведено всего 2861 выстрел. Промахнуться по толпе невозможно. То есть минимум 2861 раненый. Толпа после начала стрельбы так же потоптала кучу народу. В давке на Ходынке погибло порядка 1400 человек. Тут думаю было меньше но не намного
   98.0.4758.10298.0.4758.102
+
-
edit
 

Мыш_и_к

аксакал

М.и.к.>> Добавим незабвенное "Кровавое воскресенье" с 5 тысячами погибших.
Iva> даже Владимир Ильич писал про 4600 убитых и РАНЕНЫХ. а вы всех скопом в убитые :)

Да, если посмотришь выше, то примерно 4600 и получается.

Iva> поименный список 119 человек, плюс 11 человек не опознаных.

Итогом столкновений манифестантов с воинскими заставами стала гибель как минимум 130 человек, включая и тех, кто умер от ранений в больницах. Такие данные были оглашены правительством. В реальности это число должно быть несколько больше: в полицейские сводки попали только те раненые и погибшие, кто был доставлен в городские больницы, а по свидетельствам очевидцев, многих везли к частным врачам из опасения возможных арестов и допросов.
 


По подсчетам позднее минимум 200 трупов. Сколько умерло от ран из не обратившихся не известно. Считают что общее число 1300 - 2000
   98.0.4758.10298.0.4758.102
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Meskiukas> Царизм был проводником колониализма .

Да ерунда это. Налепить ради громкости и вящей обличительности яркий ярлык - значит запутывать себя же.

РИ того периода несомненно была периферией мировой капиталистической системы, и так же несомненно никакой колонией она не была. Это очень разные вещи. Даже не трогая вопроса, что и колония колонии - рознь. Так, Корея была японской колонией, но такого рода, что японцы туда вкладывались, и на местах и университеты учреждали, и промышленность развивали. Собственно именно поэтому Северная Корея на момент разделения была промышленно развитей Южной - на севере размещалась вся созданная японцами индустрия. А на сеульском университете и прочих культурных учреждениях как бы не до 1990-х сохранялись надписи на японском - ну, пока корейский национализм не разогнался.

Говорить о колонии и колониализме применительно к РИ - значит водить самого себя в трёх соснах за хрен.

Да, была зависимость от иностранного капитала, особенно в промышленности, что постоянно подчёркивал Ленин. Делала как-то зависимыми от иностранцев? Ясен хрен. Было ли это совсем катастрофой? Нет, не было. "Ну ужас, но не ужас-ужас-ужас". Неприятно, плохо, но далеко еще не худшее в сложившейся на 1913 обстановке. В электротехнической промышленности, к примеру, почти всё принадлежало немцам - и что, помешало это войне? Парализовало ли производство после начала войны? Ну вот и всё.
Роль иностранных инвестиций и займов для вступления РИ в ПМВ было принято переоценивать в советской историографии, и роль эта преувеличена. И без них хватало желающих влезть в это по уши, да и уже подписанные договора с Францией почти гарантировали войну с Германией рано или поздно (ведь французы ну очень хотели вернуть Эльзас-Лотарингию).
Главная беда РИ-1913 не в том, что была зависимость от иностранного капитала, особенно в индустрии, а в том, что всё равно индустрия была маленькой, слабой и отсталой. Если бы капитала этого иностранного было ну хотя бы втрое больше - было б может как-то не так ужасно. Не, ну если бы не идиотская политика того же Витте с накоплением золотого запаса - можно было бы и без иностранного капитала, но то совсем другая история.

Участие иностранного капитала (с технологиями, замечу!) еще совсем-совсем не катастрофа - напомню, что китайское экономическое чудо 1990-2000х шло ровно по такой модели! Другое дело, что можно было бы как-то пожёстче регулировать доли иностранцев и сохранение влияния государства, но это уже мелочи на фоне всего остального.


Meskiukas> Сильно ли развилась Африка за двести лет колониальной схемы ?
Meskiukas> Нет , осталась бедная.

Как оно обычно и бывает - всё сложнее. Колонии колониям рознь. Колония - это далеко не обязательно чистое выкачивание сырья и ограбление до нитки без предоставления чего бы то ни было взамен. Это как повезёт. Бывает и создание инфраструктуры, и какой-то правовой системы, и даже образования на местах вплоть до основания университетов с подготовкой местных кадров в лучших университетах метрополии (Индия, а потом на осколках что-то и Пакистану досталось).

И в Африке было разное. Например, ЮАР - до Манделы вполне промышленно-развитая страна. До хорошего машиностроение и экспорта оружия, и создания (хоть и не в одиночку) ядерной бомбы. Да, там не совсем колония - но и не совсем не-колония.
Также, например, Алжир - чистая колония. Там вполне шла индустриализация. И, на удивление, поворот в сторону аграризации произошёл ПОСЛЕ ухода Франции!
   97.0.4692.9997.0.4692.99
RU Android #25.03.2025 22:58  @Мыш_и_к#25.03.2025 16:50
+
+3
-
edit
 

Android

старожил
★★★
М.и.к.> Давай разбираться.
М.и.к.> Революционеры за период с 1901 по 1916 оценочно убили порядка 17 тысяч человек.
Причём, нет разделения на идеологические предпочтения оных революционеров. Тут и анархисты, и коммунисты, и либералы...
   133.0.0.0133.0.0.0
1 83 84 85 86 87 88 89

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters