В сентябре месяце российская армия может лишиться в своей структуре Воздушно-десантных войск (ВДВ). Идея подобного сокращения принадлежит начальнику Генштаба генералу армии Анатолию Квашнину, который еще в мае 2001 года пытался включить десантников в состав Сухопутных войск. Сегодня в Генштабе снова прорабатывается вопрос об изменении статуса ВДВ как резерва Верховного главного командования, и о включении их в состав Сухопутных войск в качестве мобильного компонента. Одновременно с этим должно быть упразднено командование ВДВ и ряд подразделений обеспечения, а две дивизии ВДВ передадут в состав военных округов.
Не любовь
По многим признакам, причина нелюбви Анатолия Квашнина к десантным войскам кроется в личной антипатии к их нынешнему командующему Георгию Шпаку. Генерал Шпак известен своим неприятием планов Квашнина относительно реформирования российской армии и весьма жесткими оценками в этой связи инициаторства Анатолия Васильевича. Причем делалось это не всегда кулуарно, что неоднократно выводило из себя достаточно амбициозного и мнительного начгенштаба.
Объективности ради надо сказать, что поводов для критики действий Анатолия Квашнина за время его руководства Генштабом было предостаточно. Достаточно вспомнить эпопею с расформированием за ненадобностью Приволжско-Уральского округа на Приволжский с штабом в Самаре и Уральский со столицей в Екатеринбурге, а затем обратное их объединение в единую структуру. Злые языки утверждают, что сделано это было исключительно по прихоти начгенштаба, желавшего переносом штаба округа в Екатеринбург угодить своему другу Эдуарду Росселю, - подняв престиж Свердловской области в федеральном масштабе с военной точки зрения.
Вызывало недовольство и политика Квашнина в отношении неудобных для него офицеров. Так, из-за опасения, что командующий Сухопутными войсками Владимир Семенов сможет стать "преемником" Анатолия Васильевича в кресле начальника ГШ или, что еще страшнее, претендовать на пост министра обороны, главкомат Сухопутных войск был расформирован за ненадобностью, а Семенов отправлен в запас. Так же радикально поступили и с самым молодым и перспективным претендентом на первую роль в Минобороны - командующим Ракетными войсками стратегического назначения Владимиром Яковлевым. Не только главком попал в немилость - лишился своего кресла и сослан на малозаметный пост руководителя штаба по координации военного сотрудничества с государствами СНГ, - понижены в статусе были и сами РВСН, превратившиеся из вид в род Вооруженных сил. В ряду этих пертурбаций "по Квашнину", самостоятельный, уважаемый в войсках Георгий Шпак так же неудобен. Тем более, что многие аналитики прочили его на место неуемного Квашнина. Но Шпак оказался "крепким орешком", убрать который "кавалерийским наскоком" сразу не удалось. Прежде всего, из-за активного и весьма успешного участия ВДВ в обеих чеченских кампаниях, миротворческой деятельности в Абхазии и на Балканах.
Штабной маневр
В настоящее время Воздушно-десантные войска насчитывают более 30 тысяч человек. В составе ВДВ — четыре Воздушно-десантные дивизии, одна Воздушно-десантная бригада, один учебный центр, части обеспечения и Рязанский институт ВДВ. С 1995 году ВДВ уже трижды подвергались сокращению. За этот период они были сокращены на 40 тысяч человек. Георгий Шпак в общем согласен с тем, что в нынешнем виде десантные войска не соответствуют задачам современной войны. ВДВ должны были действовать в составе фронтов и обеспечивать захват плацдармов, проводить диверсионные рейды в тылу противника, наносить внезапные фланговые удары. У России сегодня нет не только необходимости ведения крупномасштабных войн (Генштаб готовит армию для действий в локальных конфликтах и для антитеррористической борьбы), но и достаточного, как во времена СССР, количества военно-транспортных самолетов, с помощью которых можно проводить высадку десанта. Изменение характера военных действий командование десантных войск хотело снивелировать созданием на базе ВДВ мобильных сил быстрого реагирования, которые могли бы оперативно перебрасываться в любой регион России и выполнять поставленные командованием боевые задачи.
В мае 2001 года Генштаб предложил объединить десант и мотострелков под крышей вновь воссозданного из пепла главкомата сухопутных войск. Логика подобного слияния была продиктована весьма элегантно: направление ВДВ, которое существовало в Главном оперативном управлении Генштаба, сокращено и его функции переданы в главкомат Сухопутных войск. Начальник направления, генерал-майор Владимир Бокарев уволен в запас. Фактически, как утверждают источники в Минобороны, уже несколько лет не проводятся крупномасштабные учения с применением ВДВ в качестве воздушного десанта с выброской войск и боевой техники. Причина в том, что в 2002 году начальник Генштаба в директивном порядке запретил штабу ВДВ планировать и проводить такого рода учения. В настоящее время в структуре Генштаба нет ни одного старшего офицера-десантника, имеющего опыт применения ВДВ.
Под шумок у ВДВ отобрали миротворческие функции, заменив голубые береты в Косово, Герцеговине и Абхазии зелеными касками мотострелков. А напоследок решили провести на базе 76-й дивизии ВДВ в Пскове эксперимент по переводу армии на преимущественно контрактный принцип комплектования. Необходимость проведения "опыта" именно над десантниками, а, не скажем, над моряками или РВСН, где процент офицеров и военнослужащих- контрактников переваливает за 70 процентов и где
есть благоустроенные военные городки с пустующим жилфондом, в Генштабе объяснили тем, что десантная дивизия по своему составу очень похожа на мотострелковую, но меньше по численности военнослужащих и бронетехники, а следовательно эксперимент над ней обойдется дешевле. Тем более, что перевод Сухопутных войск - главная, если не стратегическая, задача выживания не только российской армии, но и всего государства.
Отход - подход
В штабе ВДВ не скрывают, что весьма скептически относились и относятся к идее эксперимента в 76-й дивизии. И прямо называют его "подставой" Георгия Шпака. Ведь в случае неудачи отвечать будет именно он, как командующий ВДВ, а не Генштаб, не сумевший воплотить в жизнь свои теоретические наработки или правительство, не давшее необходимых для нормальной работы денег. В том числе и на денежное довольствие солдатам-контрактникам. Из-за чего собственно и происходит недобор личного состава.
В Минобороны официально принято говорить, что в Пскове все идет по плану. На самом деле это не так. Дивизия так до сих пор и не укомплектована личным составом. Те же, кого удалось привлечь на службу по контракту, - бывшие солдаты-срочники из других дивизий ВДВ. Командование ВДВ обоснованно опасается, что из-за крайней юридической необязательности текста контракта, эти солдаты, после того как отслужат 2 года "срочной", напишут рапорта на увольнения. Впрочем, так же, как нет уверенности в том, что в случае направления дивизии на Северный Кавказ, контрактники попросту не расторгнут договор с Минобороны.
Против Георгия Шпака играет и то, что в сентябре 2003 года ему исполняется 60 лет - это предельный возраст нахождения на военной службе. Продлить ее срок можно только с личного решения президента Владимира Путина, причем только на 1 год. Если необходимость в военачальнике не отпадает, то и на следующий год его судьбу в установленном порядке должен решать президент. Пока в отношении командующего ВДВ никаких официальных заявлений руководители страны не делали. Сам же Георгий Иванович на одной из последних пресс-конференций заявил, что "если президент или министр обороны предложения продолжить службу не сделают, то в сентябре он сам напишет рапорт на увольнение". Квашнину осталось подождать всего чуть больше 3 месяцев, и "головная" боль сама собой рассосется. Но Анатолий Васильевич не из тех, кто привык ждать.
Стратегия разгрома
Уже сегодня Генштаб России активно "расчесывает" вопрос об изменении статуса ВДВ как резерва Верховного главного командования и об их включении в состав Сухопутных войск в качестве мобильного компонента. Одновременно должно быть упразднено командование ВДВ и ряд подразделений обеспечения, а две дивизии ВДВ передадут в состав военных округов. Эта идея уже практически осуществляется — две дивизии ВДВ уже оперативно подчинены командованию военных округов, на территории которых они дислоцируются: 76-я Воздушно-десантная дивизия (штаб в Пскове) - командующему войсками Ленинградского военного округа, и 7-я ВДД - командующему войсками Северо-Кавказского военного округа (штаб дивизии в Новороссийске).
В штабе ВДВ от комментариев отказываются, называя происходящее не более чем психологической атакой на командующего, повторяющейся с периодичностью два раза в год.
"Все эти инсинуации только подрывают морально-психологическое состояние военнослужащих-десантников, - высказал в беседе с корреспондентом Страны.Ru свое мнение один из высокопоставленных представителей штаба ВДВ, - мешают проведению нормальной боевой подготовки, снижают общий уровень боеготовности частей. Нельзя жить постоянным ожиданием конца, это деморализует, лишает людей чувства уверенности в себе и своем будущем".
В то же время, поводов для паники у десантников в общем-то нет. В своем ежегодном послании федеральному собранию президент Владимир Путин, говоря о переводе армии на преимущественно контрактный принцип комплектования, заявил, что этот процесс начнется с частей постоянной боевой готовности, в том числе и с относящихся к ним ВДВ.
А по данным Страны.Ru, командующему Воздушно-десантными войсками Георгию Шпаку все-таки было сделано официальное предложение продолжить службу в Минобороны...
Страна.Ru