Китай, темпы роста в котором на протяжении более двух десятилетий превышают 9 процентов в год, приобретает все больший экономический вес в мировом хозяйствеa. Хотя внешние экономические связи этой страны, если оценивать их с точки зрения торговых потоков, сконцентрированы на Азии, международные экономические отношения Китая являются в большей степени диверсифицированными, если принимать во внимание другие факторы.
Значительно опережая другие страны мира по темпам роста внешне го сектора, Китай быстро и по всем направлениям интегрируется в
мировую экономику.
Подобно тому, как это имело место в Японии, где был обеспечен стремительный взлет, и в нескольких новых индустриальных странах Азии, устойчивость роста и открытость экономики Китая должны быть выгодны не только самой этой стране, но и миру в целом, поскольку это ведет к повышению глобального экономического благосостояния и создает положительный кумулятивный эффект для экономики других стран. Вместе с тем опыт тех же стран показывает, что быстрая интеграция Китая в мировую экономику, скорее всего, приведет к усилению международной конкуренции в различных секторах и значительному перераспределению ресурсов между секторами и странами. В то же время ряд параметров, относящихся к размерам, экономической структуре и институциональному развитию Китая, вероятно, сделают его влияние на глобальные экономические процессы более значительным, чем то влияние, которое в
прошлом оказали Япония и новые индустриальные страныe.
Размеры имеют немаловажное значение. Численность населения Китая, на долю которого приходится 21 процент населения мира, в несколько раз превышает численность населения Японии и новых индустриальных стран вместе взятых, в то время как доля Китая в валовом мировом продукте, несмотря на высокие темпы экономического роста, составляет лишь около 3,5 процента. Исторически Китай являлся одной из ведущих в экономическом отношении держав на протяжении первых 18 столетий нашей эры, обеспечивая 20 процентов объема мирового производства. Наблюдающееся в последнее время оживление может знаменовать собой начало возвращения Китаем своих долгосрочных позиций в мире. Если это действительно так, то одни лишь размеры Китая будут иметь далеко идущие последствия с точки зрения общемирового совокупного спроса и предложения, а также сбалансированности международной торговли товарами и услугами и финансовых ресурсов.
Влияние размеров этой страны уже проявляется. Например, в последние годы отмечается экспоненциальное ускорение темпов роста спроса со стороны Китая на сырье и энергоносители под влиянием резко возрастающего потребительского спроса на жилье и автомобили и инвестиционного бума. Это, наряду с другими факторами, привело к увеличению мировых цен на многие виды сырья до рекордно высоких за многие годы уровней. Хотя Китай все еще находится на раннем этапе индустриализации, на его долю уже приходится 25 процентов общемирового объема потребления черных металлов и стали, 30 процентов общемирового объема потребления угля и 20 процентов общемирового объема потребления цемента. Более того, ожидается, что эти долевые показатели возрастут. Высокий спрос со стороны Китая на сырье и энергоносители имеет благоприятные последствия для многих стран-экспортеров сырья, однако обусловленное им повышение цен на сырье неблагоприятно сказывается на экономике ряда других стран. Однако более глубокий вопрос заключается в том, будет ли общемировое предложение сырье способно обеспечить удовлетворение столь быстро растущего спроса со стороны такой крупной экономики, или же ограниченность мировых ресурсов будет сдерживать экономический рост Китая.
Несмотря на достигнутый в последние два десятилетия прогресс в преобразовании централизованно планируемого хозяйства в рыночную экономику, институциональные основы экономики Китая по-прежнему отличаются от институциональных основ экономики других стран в таких отношениях, как крупная доля государственной собственности,
прямое вмешательство государства в принятие экономических решений и недостаточная развитость правовой, банковской и финансовой систем. Эти институциональные факторы могут приводить к международным трениям в процессе интеграции Китая в мировую экономику, что уже находит отражение, например, в различных торговых спорах и спорах по поводу прав интеллектуальной собственности, а также в недавних дискуссиях, связанных с политикой Китая в отношении обменного курса своей валюты. Сталкиваясь с трудными задачами в сфере инстиционального развития, Китай, возможно, будет вынужден ускорить свои реформы, как это недавно имело место в связи с его присоединением к Всемирной торговой организации, что, наряду с другими последствиями, сгладило некоторые институциональные различия между Китаем и остальными странами мира. Вместе с тем остальным странам мира следует с терпением относиться к темпам проведения Китаем своих реформ, а также проявлять осмотрительность в связи с потенциальными рисками, которыми чреваты любые возможные сбои или ошибки в ходе этих реформ. Например, если положение, характери
зующееся сочетанием неустойчивости финансовой системы, существенным прямым вмешательством государства в экономическую деятельность и чрезмерными инвестициями в некоторых секторах, усугубится тем или иным неправильным шагом в контексте реформы режима регулирования валютного курса или операций, учитываемых по счету движения капитала, то последствиями этого может стать финансовый кризис в Китае, который подорвет рост не только экономики этой страны, но и мировой экономики.
Известно, что нефть - конечный ресурс. Имеются основные законы, которые описывают истощение любого конечного ресурса:
1. Добыча начинается с нуля;
2. Добыча повышается к пику, который никогда не может быть превзойден;
3. Как только пик пройден, наступает падение добычи, пока ресурс не будет исчерпан.
Эти простые правила были сначала описаны в 1950-ых годах доктором M. Кингом Хуббертом (Dr. M. King Hubbert), и относятся к любой полезной системе, включая добычу всемирных нефтяных ресурсов. Добычу нефти, как природного ресурса, можно представить на графике во времени. Это дает картину продолжительности жизни этого ресурса.
Постулируется, что точка максимального производства (известная, как Hubbert Peak), наступат когда исчепана половина ресурса.
Оценив общие мировые запасы нефти их прирост за счет геологоразветки можно оценить момент, когда будет добыта ровно половина этих запасов, это произойдет примерно в 2005-2006г, после чего мировая добыча нефти начнет падать.
Решение Великобритании присоединиться к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций AIIB (Asian Infrastructure Investment Bank) — эпохальное событие, которое, возможно, возвещает конец «века Америки» и наступление «века Азии», пишет The Huffington Post.
Ни один союзник не был столь предан США, как Великобритания, которая теперь решила подстраховаться и работать с Пекином так же, как с Вашингтоном. «Но это вопрос выживания. Если Лондон не будет служить финансовым и экономическим интересам поднимающегося Китая, он может отойти на второй план в XXI веке», — полагает издание. «США больше не могут доминировать в мировой истории», — добавляет оно.
Здравствуйте, гость!
Гостевой функционал сайта ограничен. Для полноценной работы зарегистрируйтесь, пожалуйста.