В американской прессе постоянно появляются публикации, оспаривающие, или, наоборот, подтверждающие, необходимость и эффективность в нынешних условиях (после распада СССР) F-22.
С одной стороны, оппоненты уверяют, что это безумно дорогой оверкилл: нет противника, оправдывающего само существование истребителей по 160 млн. И в ближайшие пару десятилетий не появится. А к тому времени надо будет (и технически возможно будет) сделать что-то совершенно иное.
При этом пишут что, будучи весьма совершенным аэродинамически, по движкам и вообще как "леталка", по борту этот самолет по крайне мере на поколение отстал от принципиально более дешевого, но более молодого F-35.
Сторонники же Раптора приводят в основном три аргумента:
1) Новейшие русские истребители по многим важным характеристикам уже превзошли, и по многим другим - вплотную подобрались к лучшим имеющимся в США на вооружении машинам. При этом эти самолеты, как и технологии, позволяющие их производить и развивать, активно покупаются вероятными противниками США. Ими же, что не менее важно, создаются или приобретаются в других развитых странах т.н. force multipliers - (буквально "умножители силы в несколько раз") - АВАКСы, танкеры, самолеты РЭБ, наличие и использование которых в основном и позволяло американцам так легко расправляться с вполне компетентными (ну, пусть полукомпетентными

)ВВС различных Ираков.
Это может лишить США ставшей для них привычной и необходимой ситуации абсолютного воздушного доминирования. А этого допустить нельзя.
2)Сумасшедшая цена Раптора связана в основном с расходами на НИОКР, и теперь собственно делать их будет не так уж дорого. И чем больше наделать, тем дешевле на одну штуку выйдет. Типа, если сделать, как планировали в начале - почти 800, то и цена, с учетом инфляции, будет примерно как планировалось. (вопрос остается, куда девать эти 800).
3) Воздушное доминирование - в смысле полный контроль над воздухом - авляется абсолютно, критически необходимым для успешного применения многих создаваемых сейчас, и в перспективе революционно эффективных вооружений - к примеру, airborn laser, или разведывательные и связные беспилотники на уровне вплоть до ротного. А защита противоракетных систем airborn laser, ценой в 1.1 млрд за штуку, вполне оправдывает существование сверхэффективных истребителей по 150 млн. Особенно с учетом возможного урона, нанесенного не сбитой вовремя ракетой.
А я вот подумал, что большинство из критически важных функций, приписываемых F-22, можно было бы выполнить большим числом гораздо более дешевых и универсальных F-35 (даже если потребуется дополнительная модернизация - это все равно несравнимые деньги). А
Air Forceовские чины просто хотят иметь самую крутую во дворе игрушку. Потому и волну гонят, какой Америке каюк прийдет без их любимого Раптора.
Кстати, примеры позитивные есть - Команч отменили, Крусейдер отменили...
А вот мнений, что надо F-35 отменить или хотя бы сократить, мне как-то не попадалось; не абсолютное, но все же доказательство, что это будет нужная, рабочая машина, а не второе вундерваффе вроде В-2.
Кто что думает?